Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством изготовления игрушки, в системе дополнительного образования

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Трифонова Татьяна Александровнв

Организация: ГБОУ «Школа №2107» ДО «На Мещанской»

Населенный пункт: г. Москва

 

В настoящее время Россия переживает один из непрoстых исторических периодов. Опасностью для общества сегoдня является разрушение личности челoвека, у детей искажены представления o искусстве, добрoте, милoсерди, великoдушии, справедливости и патриотизме. Художественно-эстетическое воспитание, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед учебной организацией. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, А.А. Мелик-Пашаев, Е. Неменский, .А. Сухомлинский, Е.М. Торошилова, В.Н. Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н. Варкки можно прочитать такую формулировку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [1, с.53]. Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и сoзидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, по этому необходимо вмешательство извне у ребенка могут сложиться неправильные представления о жизненных ценностях, идеалах. Главное — воспитать и развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и иметь возможность самому создавать эстетические ценности, уметь ценить и наслаждаться ими и красотой которая нас окружает. ажно не только формирование художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, а также художественно - эстетическое воспитание должно вносить вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Рассмотрим одно из направлений развития художественно-эстетического воспитания дошкольников. Это художественно-эстетическое воспитание дошкольников по средствам изготовления игрушки, реализуется это направление в системе дополнительного образования.

Дошкольная педагогика рассматривает игрушку, как одно из важных средств воспитания ребенка. Игрушки имеют особое значение в жизни детей дошкольного возраста, так как они являются стимулом к игре, ее организующим началом.Известно,что окружающая действительность становиться эффективным фактором развития личности тогда, когда человек не пассивно усваивает ее влияние, а сам вступает в активное взаимодействие с ней, когда она выступает перед ним как объект его деятельности. Поэтому главная задача педагога должна заключатся в руководстве интересами детей, в формировании у них желания и потребности самим творчески действовать.

В современном мире из- за обилия разнообразных игрушек, дети перестали видеть в ней, то, что скрыто в ней, а именно красоту, сколько труда в нее вложено, кто ее придумал, кто изготовил, из какого материала она сделана и т. д..

Искусство изготовления игрушек – один из видов декоративно-прикладного творчества, которое является частью искусства народа и представляет значительную ценность для художественно-эстетического воспитания детей.

Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: деревянные, пластмассовые, меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из ткани. Они приятные на ощупь, теплые, пушистые. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка, его теплота, любовь. Немного неуклюжая не всегда аккуратно сшитая, но своими руками, очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что процесс изготовления игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков. именно изготовление игрушки своими руками, дает возможность ребенку оценить истинное значение игрушки, понять и оценить труд вложенный в ее изготовление, насладиться ее красотой. (см. рис.1)

 

По мнению психологов, игрушка способна развивать эмоции, чувства ребенка и даже изменить его поведение. Даже самые неуравновешенные дошкольники становятся более внимательными и сдержанными. Малообщительные и замкнутые дети становятся более открытыми и эмоциональными. Во время изготовления игрушек дети их прихорашивают, разговаривают с ними, как с живыми, смеются, радуются или огорчаются. Это говорит о том, что еще не утратилась духовная ценность игрушки, ее прекрасная способность – дарить детям радость.

В процессе изготовления игрушки ребенок приобретает практические навыки, кройки и шитья, навыки работы с разными материалами и инструментами, имеет возможность самостоятельно подбирать гармоничные цвета и оттенки ткани, создавать в своем воображении образ игрушки. Кроме этого у детей совершенствуется и мелкая моторика рук, формируется чувство уверенности в своих силах.

Так же изготовление игрушек имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия, нестандартность мышления дошкольников дают возможность создавать замечательные образы игрушек. Позже эти образы могут превратиться в героев какого-либо действия спектакля, игры, жизненной ситуации и др.

В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель художественно-эстетического воспитания Л.А.Григорович [3,с.39]. Б.М.Неменский придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. от почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" [8,с. 67].

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться и ценить красоту окружающей действительности.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
  3. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.
  4. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.
  5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников.
  7. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н.Леонтьев. – М.: Тарту, 1994.
  8. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. – М.: Искусство, 1987.
  9. Обухова Л.Г. Психология детства. М., 1992.
  10. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. – 2002. - №6.
  11. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.
  12. Подарок своими руками. 2003.
  13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
  14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.
  15. Ю.Фролова Т.О. Мягкая игрушка. АСТ- Сталкер.

 

Опубликовано: 13.12.2017