Формирование духовно-нравственной культуры речи у дошкольников через приобщение к социокультурным нормам и традициям

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Зайцева Ирина Ивановна

Организация: БДОУ «Детский сад № 207 комбинированного вида»

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

«Никто не может быть красноречивым, не быв

добродетельным. Красноречие и есть голос

внутреннего совершенства».

Виноградов В.В.

Проблема развития речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям отечественной культуры преобразует его в сторону более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника. Речь неотделима от морально-этических убеждений и, вполне естественно, что процесс обучения речи детей в нашей логопедической группе направлен не только на овладение ребенком грамматически правильной речью, но и на развитие его духовной культуры.

Цель – формирование духовно-нравственной культуры речи детей старшего дошкольного возраста через приобщение к социокультурным нормам и традициям.

Задачи:

  1. Создать условия, активизирующие речевую практику ребенка, способствующие разностороннему речевому и эстетическому развитию личности.
  2. Сформировать основы духовно-нравственной личности через взаимодействие с родителями и социумом.
  3. Воспитывать у детей сознательное отношение к родному слову.

Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение коммуникативной сферы. И при каждом новом наборе детей в группу вопрос их общения между собой и с взрослыми стоит очень остро. Дети приходят из разных групп и даже детских садов, есть дети, никогда не ходившие в детский сад, им тяжело общаться между собой из-за речевых нарушений, из-за психологических особенностей (застенчивость, агрессивность, конфликтность, замкнутость). Таким детям необходимо особое внимание любящих и заботливых взрослых, которые верят в их силы и возможности и поддерживают своей любовью. Педагоги дошкольного учреждения стараются в группе создать комфортные условия для пребывания каждого ребенка.

Развивающая предметно пространственная среда в группах на определенные зоны или центры, которые при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: художественно - творческий уголок, книжный уголок, музыкально-театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой, центр сюжетно-ролевых игр. Первыми темами обучения являются наиболее близкие им «Я и моя семья», где разыгрываем с детьми ситуации «Вечер в семье», «Праздник в семье», игры «Дочки – матери», «Моя семья». В цикле бесед «Кого мы называем добрым (вежливым, честным)» с детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие общению. Вместе с педагогами вырабатываются правила, как развивать в себе эти качества. Для развития сферы общения организуем игры «Волшебный сон», «Улиточка», «Комплименты», «Ладонь в ладонь», «Слепой и поводырь». Эти игры также способствуют развитию у детей доверия друг к другу. Игра имеет большое воспитательное и образовательное значение для ребенка. Причём не только игру в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники…), такие как коляда, Рождество, Масленица. Их особенность – нравственная основа, обучающая детей социальной гармонизации. Проживая с детьми, любимые в народе праздники, педагоги воздействуют на эмоциональную сферу детей, оставляем в их памяти глубокий след.

Осуществляя речевое развитие детей на занятиях, педагоги опираются на знания особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует контакта с другими людьми, при котором ребенок рассчитывает на обратную связь. Воспитатели разработали серию занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим, которые наряду с образовательной задачей несут большую нравственную нагрузку. Например, занятия «Помоги Незнайке», «В гости к бабушке и дедушке», «Федорино горе», «В гости к Лесовичку», «Вечная слава, Вечная память», «Поможем птицам» и другие воспитывают у детей чувства ответственности, сопереживания, любви к родным, своей Родине. Общение рассматривается как деятельность практическая, будь то общение физического, психического, материального или духовного уровня. Деятельный подход к развитию речи основывается на следующих принципах:

- взаимодействие нравственного, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития в процессе ознакомления с художественной литературой.

Развитие речи – это развитие личности на основе духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому воспитатели отбирают литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей и поэтов. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания детей. Используя сказкотерапию как метод, воспитатели выбирают одну из множества готовых историй, которые подходят к конкретной ситуации, а могут придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче. Сказкотерапия не только учит детей различать, что такое хорошо, а что такое плохо, но и позволяет нам лучше понять внутренний мир ребенка.

- Взаимосвязь работы по развитию речи со всеми остальными видами деятельности.

Работа в дошкольных группах строится по «Тематическим неделям», поэтому охватываются все виды деятельности. Например, изучая тему «Наш город Омск» воспитатели знакомят дошкольников с символами города, учат стихи о родном городе, поют с детьми песни, рисуют Тарские ворота, пожарную каланчу, свою родную улиц. Проводят для детей беседы «Мой город самый красивый», «За что я люблю свой город», «Герои – омичи», «Спортивная гордость Омска», «Литературный Омск» и т.д.

Использование комплексных занятий тоже помогает детям глубже понять тему, проявить себя если не в рисовании, то в пении, рассказывании. Изучая темы: «Моя семья», «Защитники Отечества», «Профессии», «Мамин праздник», воспитатели обязательно придают большое значение увеличению словарного запаса детей путем объяснения незнакомых слов, их исторического значения, касаются народных традиций и истоков. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин – защитников, а из девочек – женщин – матерей.

- Разнообразие методических форм и приемов, стимулирующих творческую речевую деятельность

Это создание речевых ситуаций, пересказ, драматизация текста, движения со словами, слушание аудиозаписи, экскурсии и наблюдения, проектная деятельность. Практическая направленность работы по развитию речи, приближение ее к реальным жизненным ситуациям.

Воспитатели с детьми готовят поздравительные открытки к праздникам мам и пап, ветеранам. Выступают на концертах со стихами и песнями для пожилых людей, ветеранов, детей младших групп, родителей, изготовливают книжки – малышки для детей групп раннего возраста. Сотрудничают с библиотекой имени Владимира Маяковского и Нежинским геронтологическим центром.

- Систематический характер по совершенствованию речи детей

Развитие речи идет постоянно и на занятии и вне них. Во время игр, режимных моментов и дома. Большое внимание уделяется работе с родителями. Забота о ребенке – это не только добывание для него хлеба насущного, намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина.

Повышая требование к культуре устной и письменной речи, уделяя внимание языку как культурной ценности и показателю воспитанности, проводятся консультации для родителей: «Ваша речь – показатель культуры», «Речь как средство общения людей». Проводится опрос родителей «Что помогает и что мешает вашему ребенку общаться с другими». Воспитывая у детей интерес и любовь к родному городу как малой Родине, родителям было предложено красочно оформить «Маршрут выходного дня», где помимо сообщения сведений о нашем городе педагоги дали рекомендации, куда сводить ребенка и как ему рассказать о достопримечательностях родного города. Совместно с родителями ведётся работа по проектам «Мой город, любимый на Иртыше», «Путешествие в страну красивой грамотной речи». Проводятся для родителей открытые мероприятия, «Праздник родного языка», «Пушкинский бал», «День матери», «День защитника Отечества», «День пожилого человека», «Психологический марафон», где родители могут слышать образец правильной речи, видеть, как дети адаптируются в обществе.

Формирование духовно-нравственной культуры речи дошкольников через развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности. Приобщая детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, воспитывая у детей сознательное отношение к слову, создавая условия, способствующие речевому развитию, привлекая родителей, как полноправных участников педагогического процесса, закладывая основы нравственно-духовной личности, воспитатели тем самым формируют духовно-нравственную культуру речи каждого дошкольника.

 

 

Литература:

  1. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению», Академия развития, Ярославль, 2005;
  2. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-синтез, Москва, 2014;
  3. Т.А.Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении», Творческий центр, Москва, 2011;
  4. Л.В.Михайлова-Свирская «Работа с родителями», Просвещение, Москва, 2015.
Опубликовано: 30.11.2017