Былинный эпос как средство развития духовно - нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Кутовая Елена Владимировна, Зырянова Татьяна Валерьевна, Витязь Лариса Николаевна
Организация: МБДОУ ДС №66 «Журавушка»
Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол
В конвенции о правах ребенка сказано: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29).
Старший дошкольный возраст – это один из важнейших этапов в становлении и развитии духовно - нравственного облика личности ребенка. В этот возрастной период у детей закладываются основы морали, формируются начальные эстетические представления, появляется интерес к общественным явлениям жизни.
Стремясь к воспитанию у ребенка чувства гордости за свою Родину, следует с детства знакомить с традициями своего народа, народными промыслами, прививать любовь к своему городу, краю, где он родился и вырос, к природе, которая его окружает.
Искусство в целом и народное творчество в частности - это источник вечный и чистый. Как бы не проявил себя народ: в песне, в танце, в забавной игрушке или искусной вышивке, ясно, что это идет от души, а народная душа красива и добра.
Одной из возрастных особенностей старших дошкольников является подражание, выбор какого - либо поведенческого идеала и стремление быть похожими на него. Особенно часто дети выбирают себе образ отважного героя, спасителя попавших в беду, сильного, смелого и решительного.
В русском фольклоре есть много эпосных жанров, которые воспевают силу и мудрость, доброту и отзывчивость, учат помогать в трудную минуту, защищать слабых, почитать родителей, заботиться о ближних.
К одному из таких жанров относятся былины, которые отличаются величавостью, торжественностью тона, грандиозностью рассказывания, а главное, былинный эпос раскрывает в себе кодекс героического поведения, который может служить образцом для подражания, обладая привлекательной силой примера, поскольку даже придуманный враг представал сильным, хитрым и могучим, чтобы подвиг былинного героя выглядел ещё более значительным. Всё то, что противостояло богатырской этике, воссоздавалось и повествовалось, как несоответствующее идеалу героя.
Былины отражают в своем содержании высокие нравственно -этические и общественные идеалы русского народа. Богатырство и богатырь являют собой силу жизненного примера. Былина прославляет необыкновенных людей - богатырей и величественные события русской истории, тесно переплетая события реальной жизни, обогащая их фантастическим вымыслом. Богатырь - это человек, носитель традиций и чаяний русского народа.
Былинный эпос насчитывает множество богатырей: это и Святогор, и Добрыня Никитич, и Илья Муромец, и Вольга Всеславьевич, и Алёша Попович, и Микула Селянинович, и многие другие герои. Тем не менее, как бы не отличались они нравом, происхождением, деянием, поведением, сословным положением - все герои представляют собой единый комплекс народных исторических представлений и понятий о том, каким быть настоящему человеку, как вести себя в спокойные мирные дни и в годы лихолетья и бедствия, когда враг грозит Руси гибелью и истреблением.
Историки находят в героических былинах многие достоверные черты старинного быта людей. Такие истории помогут узнать о правилах древнего благочестия, о росписи и украшениях в теремах, о свадебном чине, а еще об устройстве городских стен и ворот, о составе дружины, о воинском оружие, об устройстве ладьи и сохи, об игре на гуслях. Множество из этих примет исчезнувшего древнерусского быта делают былины ценным источником историко-культурных знаний о жизни наших предков.
Былина сохранила своё значение в течение долгих веков, последовавших за эпохой Киевской и Новгородской Руси как памятник художественного творчества. Это значение присуще им и сейчас, былины сохранят его навсегда.
Работая со старшими дошкольниками, мы очень широко используем эпосный (былинный) материал с целью формирования у детей интереса к устному народному творчеству и истории России, а также развития связной и диалоговой речи, воспитания умений эмоционально откликаться на произведение, морально-нравственных и патриотических качеств личности. Слушая и анализируя былины, дети реализуют свою возрастную потребность подражать настоящим героям: быть сильными и мужественными как Илья Муромец, быть добрыми и рассудительными как Добрыня Никитич, помогать и защищать слабых как Святогор.
Дошкольники очень эмоционально реагируют на содержание былины, сопереживают богатырям, радуются их победам. В каждой былине они могут выделить цель, ради которой богатырь совершил подвиг, подчеркивают значение героического поступка: Илья Муромец победил Соловья - разбойника для русского народа, а не ради награды.
Положительный конец былины, точный и ясный, понятный детям убеждает читателей и слушателей в силе богатырей, в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность, морально - нравственная ценность былинного эпоса русского фольклора.
Мы с детьми не только читаем, но и слушаем аудиосказки, играем в дидактические, подвижные, речевые игры, прослушиваем отрывки из опер, что помогает воспитанникам понять содержание былины, обогатить словарь детей выражениями и словами, свойственными героическому эпосу, проникнуть в тайну напевности, колорита, своеобразия слога былины.
В заключении, хочется отметить - родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, а чтение и изучение детьми былинного эпоса русского народного фольклора поможет педагогам и родителям в воспитании духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. [Текст] – М.: Детство-Пресс, 2010 г.
2. Романенко О. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст] / О. Г. Романенко, Т. В. Дорошина, К. И. Григорян // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.