Интеграция, как метод в подготовке детей обучению грамоте

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Сарбаева Ямиля Мавлютовна

Организация: МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка»

Населенный пункт: Тюменская область, п. Излучинск

Введение.

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь. Задача воспитателей – помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками. А это в первую очередь, означает умение ребенка ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, умении правильно писать, читать, и грамотно разговаривать.

Дошкольные годы – это период интенсивного ознакомлении со словом – его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической (звуковой) стороной.

Задача воспитателя – представить изучаемый материал, в соответствии с возрастными, психологическими особенностями детей.

Наиболее подходящим методом для этого я нахожу, нашедший популярность в последнее десятилетие, метод интеграции, метод интегрированных занятий, связывающий несколько видов занятий.

Интеграция обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них.

 

 

 

Глава I. Теоретическая основа работы.

 

  1. Актуальность использования метода интеграции, суть метода интеграции.

На фоне происходящих в российском дошкольном образовании перемен, перед нами, педагогами, открываются большие возможности перспективы в обучении детей. Настала пора размышлять о том, какие дети будут жить и адаптироваться в обществе, которое, наконец, поворачивается к ним лицом, словом как будет проходить интеграция - то, что так часто обсуждается в педагогических кругах.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением воспитателями интегрированных занятий так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных программ, в ряде случаев объединяющих многие занятия, изучение которых предусмотрено перспективными планами дошкольно-образовательных учреждений. Интеграция дает возможность показать дошколятам “мир в целом”, преодолев разобщенность знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление связей между занятиями по обучению грамоте с другими занятиями, снижение перегрузок, расширение сферы получаемой информации детьми, подкрепление мотивации обучения.

Связи между занятиями – не постоянная, целостная система. Они могут быть использованы по желанию воспитателя при изучении отдельных тем учебного материала и служат прекрасной иллюстрацией к подтверждению определенных идей, усиливая их значимость. Таким образом, интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.

Веселые занятия по рисованию, например, предусматривают работу по развитию графических навыков и моторики с целью подготовки руки ребенка к письму. Увлекательные экскурсии …(по изучению окружающего мира), музыкальные занятия, игровые упражнения, работа с моделями – все это делает процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивает его образное и логическое мышление.

Говорить об интеграции нельзя, не рассмотрев вопросы познавательной активности, интересах, познавательных мотивах.

Интегрированные занятия активизируют все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых, более "взрослых" форм работы, они создают атмосферу непринуждённости и раскованности дошкольников, активизируют процессы целеполагания, когда дети не боятся ставить cамостоятельные цели.

Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется память, интенсивнее работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой.

Выделяют две формы познавательной потребности:

  • в познании может проявляться в форме усвоения уже готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, интеграции, систематизации их и, наконец, в накоплении знаний);
  • в исследовательской деятельности с целью получения нового знания.

Вторая форма — наиболее активная, прямо направленная на получение новых знаний. Дошкольники с такой формой потребности стараются сами доходить до правильного ответа, любят "хитрые" вопросы. Уже в дошкольном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.

 

И именно интеграция обучения даст ребенку те знания, которые покажут связанность отдельных частей мира как системы, научат его с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция – средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. С ее помощью повысится уровень развития эрудиции ребенка. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Благодаря методу интеграции знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается направленность познавательных интересов детей, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

 

  1. Цель и задачи работы.

Цель данной работы - раскрыть сущность интеграции как инновационной формы работы в обучении грамоте; выработать у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка; развитие интереса и способности к чтению, формировать лингвистические понятия; обеспечить атмосферу психологического комфорта, повысить уровень творческого мышления, воображения, памяти и внимания.

Для этого были поставлены следующие задачи:

  1. Пояснить сущность интегрированного метода в обучении грамоте
  2. Разработать практические занятия по созданию условий обучения грамоте методом интеграции
  3. Выявить уровень знаний звуко-слоговой структуры слова, грамматического строя и культуры речи.
  4. Создать необходимые условия для правильного проведения и организации интегрированных занятий.

 

Объектом работы является учебный процесс (занятия) в детском саду.

Предметом вступает сам процесс интеграции занятий.

 

Глава II. Практическая основа работы.

 

  1. Организация и содержание проведенной работы.

Структура интегрированных занятий требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным темам на всех этапах изучения, до проведения исследования был

  • четкий перспективный план проведения занятий
  • необходимое оборудование, раздаточный и демонстрационный материал (каталог словесных игр, физкультминуток, схемы составления описательных рассказов, фотоколлаж, аудио материал).
  • и подготовлены разнообразные формы проведения занятий: путешествия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, викторины, КВН, дидактические и словесные игры, ярмарка и так далее.
  • и подготовлены критерии оценки уровня знаний звуко-слоговой структуры слова, грамматического строя и культуры речи.

Основой моей работы, диагностики и конспектов занятий послужила программа Васильевой М.А. по воспитанию и обучению в детском саду. В связи с этим, свою работу по обучению грамоте я разделила на 4 этапа.

Первая – «для чего тебе речь?» – отвечает на вопрос, который сами дети перед собой не ставят. Их внимание обращается на то, что речь является непременным условием существования человеческого общества.

Во второй части дети знакомятся с основными «стройматериалами» языка – предложением, словом, звуком, узнают об их назначении в языке и речи.

Третья часть посвящена тем дополнительным, часто не языковым средствам, которые делают устную речь более совершенным средством общения ( громкость и окраска голоса, темп, мимика, жесты и т д ).

Четвертая часть является основной, центральной. Занимательные упражнения в этой части направлены

  • на совершенствование речевого слуха, который поможет детям в овладении не только произносительными, но и орфографическими навыками при дальнейшем изучении русского языка.
  • на обогащение словаря;
  • на совершенствование грамматического строя речи, овладение разными типами предложений;
  • на развитие навыков связной речи.

Например:

    • Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «поймай гласный звук»: он произносит гласные и согласные звуки (а, м, н, о, у, р), а ребенок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.
    • Воспитатель предлагает ребенку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: (а, и, о, у).
    • Воспитатель раскладывает игрушки и предлагает ребенку посетить «магазин игрушек» и купить игрушку в соответствии с ее стоимостью (слоговой схемой слова- названия)
    • Воспитатель предлагает ребенку ряд сюжетных картинок. Ребенок выбирает одну из них. Воспитатель предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.
    • Воспитатель предлагает прослушать музыкальную композицию или звуки природы. Ребенок выделяет и произносит те или иные звуки.

Мне всегда хотелось, чтобы во время познавательной деятельности, именуемой занятиями, дети больше мыслили, больше играли, больше смеялись, иногда даже дурачились вместе со мной, усваивая при этом максимум информации, не столько познавательной, сколько языковой.

Я стараюсь, чтобы при прослушивании любого литературного произведения, предназначенного для пересказа или для чтения, дети понимали, что над ним нужно поразмыслить, а не просто пассивно прослушать, чтобы дети умели объяснить, заменить другим словом любое новое для них слово, встретившееся в данном произведении.

Развивая фонематический слух детей, отрабатывая интонационную выразительность их речи, я старалась закреплять правильное отчетливое произношение всех звуков родного языка, уточнять смысл отдельных слов и выражений: «Что бы это значило? Как ты это понимаешь? Как по–другому можно сказать об этом? Какое слово из названных самое подходящее?».

На занятиях о временах года кроме всех перечисленных детьми примет времен года (осень, зима, весна, лето) , дети рассказывают о солнце. Какое оно? Какими другими словами можно назвать?

Затем каждый ребенок рисует свое солнышко.

Только таким образом, можно постичь богатство родного языка, обогатить словарь ребенка, заставить его мыслить, анализировать, высказывать.

Вот, к примеру, на практическом занятии «с Незнайкой ищем волшебницу РЕЧЬ».

Ее увидеть невозможно, а можно только услышать.

Второй этап работы.

Беседуя с детьми, делаем вывод, что

  • помощью речи люди общаются друг с другом,
  • помогает узнавать новое, интересное в окружающем мире,
  • помощью речи можно договориться о совместной работе, игре.
  • может утешить, развеселить, обрадовать.

Но чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать.

Когда о чем-нибудь говорим, мы говорим предложениями.

Предложения используют в речи, если хотят о чем-то спросить, что-то сообщить, кого-то успокоить, обрадовать, что-то посоветовать, кого-то за что-то побранить.

Слово обязательно что-то называет, обозначает.

А вот в стихотворении И. Токмаковой один мальчик сам придумал слово

А я придумал слово,

Смешное слово - ПЛИМ.

Я повторяю снова-

ПЛИМ, ПЛИМ, ПЛИМ…

Вот прыгает и скачет-

ПЛИМ, ПЛИМ, ПЛИМ…

И ничего не значит

ПЛИМ, ПЛИМ, ПЛИМ

Предлагаю детям представить, каким может быть ПЛИМ и нарисовать.

На занятии по ознакомлении с окружающим рассматривая и классифицируя овощи, задаю детям такую задачу : Незнайка дал этим плодам какие-то странные названия: упельсин, пруша, нишня, швекла, клива, горковь, миноград. Есть ли такие названия в нашем языке? Как упельсин превратить в апельсин?

Таким образом, делаем вывод, что слова состоят из звуков. Звуки используют в словах для различения слов.

Третья часть.

Читая стихотворение В. Приходько,

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки,

А в деревушке Ложки

У них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки

Приехали на кошке.

предлагаю представить, как ковыляют, шаркают ножками по дороге усталые мышки. Какой звук в этих стихах помог поэту нарисовать эту картину?

На занятии-беседе о весне предлагаю нарисовать картину при помощи звуков.

Твой главный звук-помощник – «З». Он передаст звонкое пение птиц.

Как лучше сказать:

-небо голубое или лазурное,

-птицы поют или заливаются,

-поют звонко или громко.

Четвертая часть.

При помощи разных игр выясняем,

а) что у каждого человека, как и у животных, тоже свой, особенный голос.

Игра «кто тебя позвал», или «угадай по голосу».

б) О разных событиях мы говорим разным голосом: ласковым или грубым, веселым или печальным, робким или уверенным и так далее…Мне понравилось стихотворение Сапгира о футболе.

Сказала тетя; ФИ, футбол!

Сказала мама: ФУ, футбол!

Сестра сказала: НУ, футбол…

А я ответил: ВО, футбол!

Беседуем с детьми, кто относится к футболу пренебрежительно, кто очень не любит, кто равнодушен, а кто его обожает.

в) в речи мы выделяем те слова, которые считаем особенно важными.

г) громкость твоего голоса должна зависеть от того, о чем и где ты говоришь.

д) говорить можно нормально, быстро и медленно.

е) выражение лица, или мимика, делают речь более выразительной.

Показываю детям маски с различными выражениями лица, и беседуем, о каких чувствах говорит выражение лиц.

 

  1. Анализ и обобщение результатов полученных в ходе эксперимента.

В начале учебного 2006 года я провела исследование начального уровня знаний звуко-слоговой структуры слова, грамматического строя и культуры речи по следующим критериям:

 

  1. дифференцирование гласных и согласных звуков.
  2. выделение гласного звука в начале слов.

3. дифференцирование согласного звука в начале и конце слова

4. дифференцирование согласных звуков по твердости – мягкости

5. деление слов на слоги

6. ударение

7. составление рассказа по сюжетной картинке.

8. тематическая группировка слов

9. умение подобрать антоним: веселый – грустный, день – ночь…

 

Уровни освоения знаний по подготовке детей к обучению грамоте:

Высокий- внятно произносит в словах все гласные и согласные звуки,

умеет определять место звука в слове; хорошо различает на слух и отчетливо произносит твердые и мягкие звуки, умеет делить слова на слоги; правильно ставит ударения в словах; использует выразительную интонацию, отчетливо произносит слова и короткие фразы, говорит спокойно. Хорошо владеет бытовым словарем, в высказываниях употребляет различные части речи, согласовывая их в роде, числе, падеже. Самостоятельно составляет рассказы по плану, образцу и из личного опыта, придумывает концовки к незнакомым сказкам.

Средний – имеются небольшие речевые дефекты, использует выразительную интонацию, с затруднением произносит некоторые слова и короткие фразы, говорит спокойно. Выделяет звук в слове, определяет его место, различает на слух твердые и мягкие звуки при небольшой помощи воспитателя. Бывают ошибки в делении слов на части, ударный слог определяет хорошо. Активно участвует в беседе, при небольшой помощи воспитателя составляет рассказ по плану, образцу и из личного опыта, придумывает концовки к незнакомым сказкам.

Низкий – плохо произносит в словах гласные и согласные звуки, отрывисто произносит слова и фразы, говорит громко, иногда пассивен. Ошибается в определении звуков и в обозначении их фишками. Допускает ошибки в определении слогов в слове и в нахождении ударного слога. Не умеет пользоваться всеми основными грамматическими формами речи: плохо согласовывает слова в предложениях, не использует в речи сложные слова. Испытывает затруднения при составлении рассказа по образцу, плану и из личного опыта. Не может придумать концовки к незнакомым сказкам.

Были выявлены следующие результаты:

Высоких – 18,2%

Средних – 62,3%

Низких – 21,5%

Исходя из данных результатов исследования, была пересмотрена личная педагогическая деятельность, способы, методы повышения познавательной активности детей, поиск новых программ и разработок.

Работу начала с ознакомления детей со звуком.

Предлагала детям прислушиваться к окружающим звукам: как разговаривают дети соседней группы, как дежурные расставляют тарелки и т д.

С детьми сделали «шумелки» из пластиковых бутылок, наполнив их разнообразными видами круп (рисовой, манной, гречневой, горохом) и дети сами определяли, от чего зависит громкость звука.

Были приобретены аудиокассеты с записью разнообразных звуков и шумов.

Учила детей на слух определять звуки (металлические, стеклянные, деревянные), звуки ветра, шум ручья, дождя…

На интегрированных занятиях применяла игры и упражнения со звучащим словом, предлагала вслушиваться в слова, находить сходство и различие в их звучании, выделять рифмующиеся слова, подбирать к словам рифмы.

В игровой форме развивала у детей способность к звуковому анализу слова, пробуждала интерес к его ритмико –слоговому строению. Работала над активизацией и уточнением словаря детей; над закреплением грамматического строя речи, совершенствованием диалогической и монологической речи.

Познакомила детей со сказкой «Веселый язычок», с упражнениями для языка, для губ.

Подготовила схемы описательных рассказов, фотоколлаж, мнемотаблицы, каталог дидактических словесных, пальчиковых игр, физкультминуток.

Оформила игры: «Магазин», «Ателье», «Звуковые часы», «Что можно купить на звук р,ш…», «Телевизор», «Цепочка слов», «Слова, рифмы, звуки», «Что лишнее?», «Кто сегодня именинник» и др.

Большое значение придавала продолжению работы в свободное время в детском саду, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками учебного процесса, что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми. Совместная работа предусматривает и работу в тетрадях, по которым продолжаем работать и этом году. Тетради «30 уроков развития речи» автор – составитель Щербак Е. А., «Играем, пишем, читаем» автор -

Астафьева Е. О.

При проведении «дня открытых дверей» для родителей особое внимание уделила словесным играм; где наглядно показала, какую важную роль играет речь в развитии ребенка.

Провела консультации для родителей по теме «Учимся слушать и слышать звуки», «Игры по развитию речи».

Оформила папки для родителей по теме «Скоро в школу», «Играем вместе с ребенком».

Разработала и провела занятия – путешествия :

Путешествие в «Играй – городок».

Путешествие в «сказку».

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, по экологическому воспитанию использовала игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Также проводила работу по развитию мелкой моторики и координации движений. Очень важной частью работы по развитию моторики являются пальчиковые игры. В ходе этих игр дети, повторяя движения за взрослыми, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. В процессе игры дети непроизвольно запоминают стишки, чистоговорки, скороговорки, тем самым постепенно увеличивается объем памяти. С этой целью подготовила каталог пальчиковых игр.

Мы знаем, как дети любят загадки, поэтому перед рассматриванием какой- либо игрушки или предмета я предлагала им отгадать загадку. Ведь загадки развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что–либо, формируют быструю реакцию на слово.

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки, поэтому на каждое занятие подбирала их по теме или вместо них проводила подвижные игры.

Для лучшего восприятия детьми темы использовала аудиозаписи музыки. Например: во время занятия «Весна» прослушивали музыку Чайковского «Апрель», по теме «Зима» слушали «Зиму» Вивальди.

В заключительной части занятий предлагала детям изобразить свои впечатления на листках (рисование красками или карандашами, аппликация).

В итоге, проведя аналогичную диагностику в начале 2007 учебного года, были получены следующие результаты:

Высоких – 82,7%

Средних – 14,8%

Низких – 2,3%

Очевидно, что уровень знаний звуко-слоговой структуры слова, грамматического строя и культуры речи повысился в среднем на 64%, что явилось в свою очередь доказательством эффективности интегрированных занятий и внедрения новых форм проведения занятий.

 

Глава III. Заключение

 

Интеграция предусматривает творчество и широкий простор для инициативы воспитателя, изучать материал в той последовательности и на тех объектах, которые являются наиболее целесообразными для условий работы детского сада. Воспитатель может исключить или ввести новые практические работы, экскурсии и наблюдения, опыты в зависимости от конкретных условий и возможностей детского сада.

 

Интеграция не является основным методом в обучении, но регулярное использование этого метода решает следующие задачи:

 

  1. Знания приобретают качества системности, глубины и прочности. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из темы в другую.
  2. Устранение отставания по программе в экстремальных условиях Севера (актированные дни и т.д.) (ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках дошкольников тем или иным занятиям).
  3. Усиливаются познавательные интересы детей.
  4. Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.
  5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

 

Все это вместе имеет целью: упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте – развивать, укреплять, возбуждать самодеятельность и как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму.

К. Д. Ушинский.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. Интегрированные занятия»М.:ТЦ «Сфера», 2005
  2. А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. « Учите играя» М.: Мозаика – Синтез,2006
  3. Н.В. Новотворцева. «Развитие речи детей» Ярославль: «Лайнер», 1995
  4. Л.Г. Селихова. «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия для работы с детьми 5-7 лет». М.: «Мозаика – Синтез,2006
  5. Л.Г. Селихова. «Ознакомление окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия для работы с детьми 5-7 лет». М.: «Мозаика – Синтез,2006
  6. Н.В. Новотворцева « подготовка ребенка к школе. Первые шаги в освоении чтения» С-П.: КАРО, 2005
  7. А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе». Воронеж: ЕЦ «Учитель»,2005
  8. Н.А. Баева, Н.В. Калмыкова, Т.Л. Солодова «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ» М.: Аркти, 2007
  9. Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» М.: «Мозаика – Синтез,2006
  10. Л.В. Управителева «Подготовка к школе в детском саду. Счет, чтение, речь, мышление.»Ярославль» Академия развития, 2007
  11. Е.В., Колесникова «Программа от звука к букве. Обучение грамоте детей дошкольного возраста» М.: Ювента,2003
  12. Т.И, Тарабарина, Н.В. Елкина «Потешки, пословицы, поговорки. Скороговорки» Ярославль: » Академия развития, 2006
  13. Л. Н. Морозова «Ты и твоя речь».
Опубликовано: 15.02.2017