Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Мусина Миннигель Масхутовна

Организация: СП д/с «Золотой петушок»

Населенный пункт: Самарская область, пгт. Усть-Кинельский

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский

На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной поистине вечной ценностью оставалось "здоровье". Простые люди и великие ученые задавались одним и тем же вопросом: "Как сохранить и укрепить здоровье?" Актуален этот вопрос и по сей день. Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребенка.

Основными задачами здоровьесберегающих технологии являются: сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе; обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни; конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

В своём выступлении я хочу рассказать о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в нашем детском саду.

Медицинский и педагогический персонал детского сада проводит комплексное оздоровление детей с учетом состояния их здоровья, включающее: щадящий режим, рациональное питание, лечебную физкультуру, массаж, контроль за проведением специальных закаливающих процедур и прогулки.

Специалистами, работающими с данной группой, интегрировано решаются задачи профилактики заболеваний, физического, психического и интеллектуального развития.

Инструктор по физической культуре большое внимание уделяет использованию на занятиях элементов дыхательной гимнастики, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в легких. Воспитателем проводится система дыхательных упражнений и физкультурных пауз.

Педагогами и специалистами разработана циклограмма проведения оздоровительных мероприятий в группе.

Утром большая часть времени отводится воспитательно-образовательной работе. Воспитательно-образовательный процесс строится так, что возможно проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Время, предназначенное для дневной прогулки детей, используется для профилактических мер в групповых помещениях: сквозное проветривание, кварцевание. Лечебно-оздоровительные процедуры проводятся индивидуально: массаж, фитотерапия. Все эти мероприятия назначаются врачом. Массаж в течение всего оздоровительного периода проводится всем детям группы. Массаж грудной клетки повышает функциональную эффективность дыхательной системы, способствует лучшему дренажу бронхов и повышению тонуса дыхательной мускулатуры. Общий массаж проводится с целью повышения тонуса организма, профилактики заболеваний.

После дневного сна с детьми проводится оздоровительная гимнастика в сочетании с воздушными ваннами, босохождение по массажным дорожкам.

Во время вечерней прогулки оздоровительный эффект достигается за счет пребывания детей на свежем воздухе, подвижных игр и индивидуальной работы по физическому развитию. На прогулках большое внимание уделяется разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, может меняться последовательность видов деятельности детей в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений нужно стараться соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулировать допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивать или уменьшать количество повторений.

Кроме подвижных игр, в детском саду можно широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений:

ü Бег и ходьба

ü Прыжки

  • Метание, бросание и ловля мяча

ü Упражнения на полосе препятствий.

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

Оздоровительные мероприятия проводится как в детском саду, так и дома. Для родителей проводятся консультации, тематические выставки, встречи "за круглым столом", родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ. Родители вместе с детьми в выходные дни встречаются на спортивных площадках, в бассейне, а зимой - на катке.

С целью формирования привычек здорового образа жизни нами был разработан проект на тему "Тайна третьей планеты" из снежных построек и проведена акция "Неделя здоровья".

Жизнь нашей группы совершенно изменилась, стала яркой. Насыщенной информацией и впечатлениями, дети стали активнее как в познавательном, так и в двигательном плане, стали выносливее, меньше болеют, стали успешнее в общении и в жизни.

 

Список литературы

  1. Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. – Казань, 2000 г.
  2. Тихомирова Л.Ф. Здоровьесберегающие технологии в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учебно – методическое пособие / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2010. – 71 с.

 

Опубликовано: 14.02.2017