Родительский дневник «Играйте вместе с детьми!»

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Красавцева Нина Николаевна

Организация: МБДОУ № 101

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск

Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. А возрасте от 3 до 7 лет игра для детей развивается как разнообразная, активная, творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребенка. Некоторые психологи утверждают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создаётся ничего нового. Появление замысла, детей дошкольного возраста, означает переход к творческой деятельности и связано с развитием творческого воображения. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок- не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает заранее свою роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события. О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актёрам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л. Рошаль писал: «Всякая детская игра - это мир иллюзий». В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда не теряет своего реального «Я». Скача на стуле – лошадка, ребенок думает, что стул под ним – это действительно лошадка, или стол, на который он карабкается как на гору, - это гора. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией.

 

Роль игрушки в детской игре

 

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать и в жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Ценность игрушки заключается не только в том, что она знакомит ребенка с жизнью, главное, что она является важным фактором психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки – орудия труда, игрушки – забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Поэтому все игрушки независимо от их назначения, родителям, нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором ребенок играет. Например, сидя за столом, ему удобнее играть маленькими игрушками, устойчивыми. Для игры на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а для игры в песке лучше средние по размеру. Важно также, из какого материала игрушка сделана. Какого ее функциональные свойства, степень готовности для игры. В возрасте 5-6 лет особое значение приобретают предметы- атрибуты: шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Например, для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходим халат, градусник, шприц. В ролевой игре старших дошкольников отражаются актуальные стороны жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и в покорение космоса, сбор урожая, строительство дороги. Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда. Такое использование в игре предметов, указывает на высокий уровень интеллекта. К сожалению, не все родители понимают это. В игре маленького фантазера простые предметы вроде палочек, листиков и т.п. могут означать, самые неожиданные объекты. Игра развивает и радует ребенка. Он совершает первые открытия, в игре развивается его воображения, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной личности. Для хорошей игры нужна игрушка, которая должна быть красивой, безопасной, педагогически целесообразной и интересной детям.

 

Уголок игрушек

 

В каждом доме, где есть ребенок, ему должно быть выделено место для игр и занятий, для хранения игрушек. Лучше всего если родители подберут самое светлое и солнечное место в комнате. Прежде всего, надо поставить стол и стул, соответствующие росту и возрасту ребенка. Над столом можно повесить одну - две книжных полки, откуда ребенку будет удобно достать нужную вещь. Если ребенок не один, можно объединить и двух, и трех детей за одним столом. Очень важно, чтобы ноги ребенка, в сидячем положении стояли на полу или на специальной подставке. Иначе он горбится и очень быстро переутомляется. Важно, чтобы ваш малыш знал, где лежит каждая игрушка или настольная игра. Механические игрушки нужно поместить отдельно, от настольных игр. Конструкторы и строительные материалы можно хранить вместе с инструментами и различными материалами для работ.

Большинство детей любит играть на полу. Здесь можно расставить кухонную мебель, устроить кукольную комнату или кухню, детский сад, больницу, гараж, депо или вокзал. Все зависит от фантазии ребенка.

Взрослым необходимо проверять и контролировать, как играет ребёнок. Уборку игрушек ребенок должен делать сам. Для этого в доступном месте должны храниться некоторые орудия: щетка для пола, тряпочка для вытирания пыли со стола и полочек.

Хорошо организованная игра - это хорошо организованный досуг ребенка. При умелом подборе игрушек, он найдет себе умное и интересное дело. Игры и игрушки – не личное дело ребенка, это дело общее, всей семьи.

 

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966, №6.
  2. Зворыгина Е. Формирование побуждений к игре // Дошкольное воспитание. – 1988, №2.
  3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация- сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2001.-96 с.;
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014
  5. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. - 1 12с.;

 

 

Опубликовано: 14.02.2017