Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Шевченко Евгения Александровна

Организация: ЧДОУ Детский сад № 249 ОАО «РЖД»

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентиро­ванные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Поликультурное воспитание - чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтниче­ском мире, создает основу для понимания, ува­жительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культу­рам других народов.

Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач, по­ставленных перед педагогами, является приоб­щение детей к культурному наследию социума.

В частном дошкольном образователь­ном учреждении «Детский сад № 249 ОАО «РЖД» проводится работа, направленная на формирова­ние и сохранение культурного многообразия на­родов России, развитие у дошкольников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре и традициям народов других стран, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий, через реализацию проекта «Дружат дети на планете».

Мною разработан цикл занятий по ознаком­лению детей с историей и традициями русского народа.

Региональный компонент проекта - это подход в образовании до­школьников, дает возможность построить воспитательный процесс так, что дети дошкольного возраста через сюжетные и дидактические игры знакомятся с историей Приморского края, города Владивостока с народами которые проживают на территории Дальнего востока. Выбрать образователь­ный маршрут для воспитанников не только в про­светительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, его достопримеча­тельностями, ребенок учится осознавать себя жи­вущим в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам нацио­нальной и мировой культуры.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами разного народа. В процессе непо­средственной образовательной деятельности, через восприятие произведений художествен­ной культуры дошкольники открывают для себя мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами му­зыки, живописи, литературы и способами комму­никации.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Дошкольник впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Закрепление знаний происходит через народное искусство в процес­се игр - драматизации. «Народный календарь» праздников, тематических недель проводимых в детском саду позволяет детям как нельзя луч­ше осознать, прочувствовать динамику природ­ных процессов в течение года, представить себе культурно-историческое пространство и вре­мя как единое целое. Это «Осенины», «Рождество», «Святки – колядки», «Масленица», «Веснянка», «Фестиваль народных игр», и другие.

Дошкольники зна­комятся с культурой народов России и ближнего и дальнего зарубежья. Развивая ребенка в этно­культурной среде, педагоги и воспитатели делают акцент на приобщении его к красоте и добру, при­вивают желание видеть неповторимость культуру разных народов, стремясь вызывать чувство гор­дости, уважения и любви к своему народу и своей многонациональной Родине. Различные народы представляются дошкольникам вместе с их сти­лем жизни, традициями, особенностями и жизнен­ными обстоятельствами. Знакомясь с культурами народов, дети черпают их духовные основы. В группе оформлен уголок поликультур­ного воспитания.

Наиболее ярким выражением в творче­стве любого народа является национальный ко­стюм, который представляет собой художествен­ный ансамбль, единый по своему эмоционально­му выражению с этническим песенным фолькло­ром. Дошкольники с удовольствием рассматривают иллюстрации в альбомах, раскрашивают людей разных наций в национальных костюмах.

Проведение викторин «Традиции и обычаи народов России», «Национальные костюмы» по­казывают высокий уровень знаний дошкольников о жизни разных народов.

В процессе приобщения к многонациональ­ному искусству у детей формируются эстетиче­ские представления, суждения, оценки о произ­ведениях, развивается творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств. Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно бу­дет давать нам пищу для размышления, осмыс­ления, переосмысления и расширения имеюще­гося культурного багажа, обновления моделей поведения и привычной картины мира. Следо­вательно, нам необходимо продолжать работу в этом направлении.
Сегодня всё более явственно обнаружива­ется возрождение национального духа, культуры, традиций, духовных ценностей и социальных ин­ститутов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом - детский сад, который тесно со­трудничает с семьёй ребёнка и окружающий социум. Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество воспитателей и родителей. Для этого необходимо вовлекать родителей в педагогический процесс. Используя разные формы работы с родителями: собрания, консультации, индивидуальные беседы, участие в конкурсах в выставках работ, совместные праздники, экскурсии, развлечения.

Таким образом, формируя знания детей в поликультурном пространстве через проект «Дружат дети на планете» прививая дошкольнику интерес к своей семье, к городу Владивостоку, к Приморскому краю. К своей стране – России и к ее странам соседям. Воспитание толерантного отношения к людям разных рас и национальностей к уважению их культуры и обычаев. Все это позволит воспитать достойного гражданина своей страны с нравственной и правовой жизненной позицией.

Литература:

  1. Макаев В.В., Мальникова З.А., Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы.
  2. Липова И.В. Жаворонкова Т.Г. Кружковая работа как средство воспитания толерантности дошкольников в поликультурном пространстве ДОУ// Начальная школа-2011-№ 6.
  3. Князева О.П. Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личной культуры дошкольников.-СПб.: детство – Прес,2010.
Опубликовано: 08.02.2017