Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Шевченко Евгения Александровна
Организация: ЧДОУ Детский сад № 249 ОАО «РЖД»
Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток
Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Поликультурное воспитание - чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире, создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов.
Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач, поставленных перед педагогами, является приобщение детей к культурному наследию социума.
В частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 249 ОАО «РЖД» проводится работа, направленная на формирование и сохранение культурного многообразия народов России, развитие у дошкольников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре и традициям народов других стран, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий, через реализацию проекта «Дружат дети на планете».
Мною разработан цикл занятий по ознакомлению детей с историей и традициями русского народа.
Региональный компонент проекта - это подход в образовании дошкольников, дает возможность построить воспитательный процесс так, что дети дошкольного возраста через сюжетные и дидактические игры знакомятся с историей Приморского края, города Владивостока с народами которые проживают на территории Дальнего востока. Выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами разного народа. В процессе непосредственной образовательной деятельности, через восприятие произведений художественной культуры дошкольники открывают для себя мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами музыки, живописи, литературы и способами коммуникации.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Дошкольник впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.
Закрепление знаний происходит через народное искусство в процессе игр - драматизации. «Народный календарь» праздников, тематических недель проводимых в детском саду позволяет детям как нельзя лучше осознать, прочувствовать динамику природных процессов в течение года, представить себе культурно-историческое пространство и время как единое целое. Это «Осенины», «Рождество», «Святки – колядки», «Масленица», «Веснянка», «Фестиваль народных игр», и другие.
Дошкольники знакомятся с культурой народов России и ближнего и дальнего зарубежья. Развивая ребенка в этнокультурной среде, педагоги и воспитатели делают акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают желание видеть неповторимость культуру разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей многонациональной Родине. Различные народы представляются дошкольникам вместе с их стилем жизни, традициями, особенностями и жизненными обстоятельствами. Знакомясь с культурами народов, дети черпают их духовные основы. В группе оформлен уголок поликультурного воспитания.
Наиболее ярким выражением в творчестве любого народа является национальный костюм, который представляет собой художественный ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором. Дошкольники с удовольствием рассматривают иллюстрации в альбомах, раскрашивают людей разных наций в национальных костюмах.
Проведение викторин «Традиции и обычаи народов России», «Национальные костюмы» показывают высокий уровень знаний дошкольников о жизни разных народов.
В процессе приобщения к многонациональному искусству у детей формируются эстетические представления, суждения, оценки о произведениях, развивается творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств. Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно будет давать нам пищу для размышления, осмысления, переосмысления и расширения имеющегося культурного багажа, обновления моделей поведения и привычной картины мира. Следовательно, нам необходимо продолжать работу в этом направлении.
Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, культуры, традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом - детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка и окружающий социум. Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество воспитателей и родителей. Для этого необходимо вовлекать родителей в педагогический процесс. Используя разные формы работы с родителями: собрания, консультации, индивидуальные беседы, участие в конкурсах в выставках работ, совместные праздники, экскурсии, развлечения.
Таким образом, формируя знания детей в поликультурном пространстве через проект «Дружат дети на планете» прививая дошкольнику интерес к своей семье, к городу Владивостоку, к Приморскому краю. К своей стране – России и к ее странам соседям. Воспитание толерантного отношения к людям разных рас и национальностей к уважению их культуры и обычаев. Все это позволит воспитать достойного гражданина своей страны с нравственной и правовой жизненной позицией.
Литература:
- Макаев В.В., Мальникова З.А., Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы.
- Липова И.В. Жаворонкова Т.Г. Кружковая работа как средство воспитания толерантности дошкольников в поликультурном пространстве ДОУ// Начальная школа-2011-№ 6.
- Князева О.П. Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личной культуры дошкольников.-СПб.: детство – Прес,2010.