Формирование основ культуры безопасности дорожного движения через моделирование игровых обучающих ситуаций у дошкольников

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Костылева Ирина Александровна

Организация: МАДОУ «ЦРР-ДС № 68»

Населенный пункт: Амурская область, г. Благовещенск

На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.

Отечественные педагоги Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, Э.Я. Степаненкова,   JI.А. Кондрыкинской занимались изучением проблемы формирования основ культуры безопасности, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при обучении правилам дорожного движения, использования разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе.

Данная проблема приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и  дисциплиной  участников дорожного движения.

Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского  дорожно-транспортного   травматизма не теряют своей актуальности.

Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий во многом зависит от сознательности, личной культуры  и дисциплинированности самих взрослых.

Актуальность проблемы  на социальном уровне обусловлена потребностью современного общества в воспитании грамотного пешехода, готового соблюдать правила дорожного движения, заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.

 Главная задача педагогов дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста культуру безопасного поведения на дороге и улице.

Обучая ребенка правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно.

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является моделирование игровых обучающих ситуаций, которые содержат в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.

Важно учитывать специальные условия реализации моделирования игровых обучающих ситуаций:

  • использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
  •  введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
  • «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
  • поддержание адекватного эмоционального фона.

Научившись поступать в смоделированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой обучающей ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные  к реальности.

Основное содержание нашей системы работы по формированию основ культуры безопасности дорожного движения строится  по трем разделам:

  • 1 раздел «Путешествие со Светофором» - ознакомление детей с правилами дорожного движения: части дороги (проезжая часть, тротуар, обочина, перекресток, одностороннее и двухстороннее движение); дорожные знаки (запрещающие, разрешающие, информационно- указательные); работа регулировщика и инспектора ГИБДД.
  • 2 раздел «Поездка в городском транспорте» - ознакомление детей с правилами поведения в транспорте (не кричать, не мешать окружающим, не высовываться в открытое окно, уступать место пожилым людям, инвалидам).
  • 3 раздел «Я на улице один» - ознакомление детей с действиями, в случае, если они потерялись на улице (обратиться за помощью к взрослым, назвать свое имя и фамилию, номер телефона, адрес).

В соответствии с данными разделами мною предложен перспективный план с тематикой игровых обучающих ситуаций, которые позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций.

 На тематических занятиях по правилам дорожного движения «Знакомство с правилами дорожного движения», «Наблюдения  за движением машин и работой водителя», «Пешеход переходит улицу», «Мы пассажиры», «Сигналы регулировщика», «Школа светофорных наук», «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе»  и другие,  дети в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице. Рассматривая потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх во дворе дома, при переходе проезжей части,  дети учатся мерам предосторожности. В игровой форме формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. Знакомя с работой сотрудников ГИБДД, рассказываю детям о том, кто там работает, узнаем о труде регулировщика. Для закрепления правил дорожного движения, использую моделирование игровых обучающих ситуаций: «Расставь знаки» (с использованием книги Ю. Юдохина «Здравствуй, друг, дорожный знак»), «Кому и что говорят сигналы», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу», «Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей», «Вежливые дети», «Мы идем играть в футбол», «Опасности на дороге»,  «Составим правила перехода проезжей части улицы», « Я иду в детский сад», «Катаемся на роликах и велосипедах».

Через организацию бесед, пятиминуток и сюжетно-ролевых игр,  я  расширяю знания детей  о правилах поведения в общественном транспорте: входить в автобус, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, нельзя шуметь и отвлекать водителя. Для закрепления  у детей навыков безопасного поведения в автотранспорте и при выходе из него, я использую  игровые обучающие ситуации: «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна», «Мы выходим из автобуса», «Мы выходим из троллейбуса», «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы», «Мы выходим из такси», «Незнайке подарили велосипед».

В разделе «Я на улице один», используя игровые обучающие ситуации «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь», «Кому можно обратиться на улице, если ты потерялся», «Я потерялся», закрепляем с детьми правила поведения на улице,  объясняю, что если он потерялся, то обращаться за помощью можно только к полицейскому, военному, продавцу, а также необходимо знать свой домашний адрес, номера телефонов родителей.

Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников.

Родители являются непременными участниками различных мероприятий. Они помогают в сборе материалов по всем направлениям работы, участвуют в досугах, выставках, конкурсах, изготавливают наглядный материал, участвуют в тематическом оформлении группы и т.п.

Организация работы родительского клуба «Диалог» является эффективным средством взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в вопросах формирования культуры безопасного поведения на дороге, повышения компетентности родителей по данному направлению. Родителей мы знакомим с работой дошкольного образовательного уч­реждения по формированию у де­тей навыков безопасности дорожного движения, рассматриваем причины детского травматизма на улицах;  даем рекомендации о спо­собах обучения детей правильной реакции на неожиданно сложив­шуюся ситуацию. Совместно с родителями создаются макеты микрорайонов, карты - схемы безопасного пути из дома до детского сада, альбом «Дорожные знаки», «Мой город» и др. Закрепленный за дошкольным образовательном учреждением, инспектор ГИБДД принимает активное участие в работе родительского клуба.

Проводимая работа в родительском клубе показала, что доб­ровольное объединение родителей и их участие в образовательном процессе способствуют успешному решению задач безопасно­сти дорожного движения.

Наш детский сад активно сотруд­ничает со школой. Традиционными стали совместные мероприятия по проблемам безопасности дорож­ного движения. В сентябре будущих первоклассников «посвящают в пе­шеходы», а в течение года силами старшеклассников проводятся вик­торины по правилам дорожного дви­жения в форме театрализованных представлений для дошколят.

В целом все реализуемые разделы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте подчинены тому, чтобы у детей повысился показатель уровня сформированности устойчивых навыков  соблюдения и выполнения правил дорожного движения, научились находить выход из сложной дорожной ситуации, устанавливать причинно-следственные связи возникновения дорожно-транспортных происшествий, научились действовать в условиях смоделированной дорожной ситуации  приближенной к реальной действительности, появилось чувство ответственности за свою жизнь и жизнь других людей, за свои поступки и поступки других.

В ходе проведенной работы были определили необходимые условия, обеспечивающие, формирование навыков безопасного поведения: отбор доступного для детей материала, систематичность предусмотренных мероприятий, наглядно-дидактическая оснащенность, применение игровых форм работы с детьми, сотрудничество с родителями. Необходимо  отметить, что моделирование игровых обучающих ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками основ культуры безопасности дорожного движения.

Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов  действий безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте.

 

Литература.

  1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
  2. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
  3. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  4. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с.
  5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.
  6. Т.Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице», М, ЦПО, 2007

 

 

Опубликовано: 28.01.2017