Формирование основ культуры безопасности дорожного движения через моделирование игровых обучающих ситуаций у дошкольников
Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО
Автор: Костылева Ирина Александровна
Организация: МАДОУ «ЦРР-ДС № 68»
Населенный пункт: Амурская область, г. Благовещенск
На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.
Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.
Отечественные педагоги Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, Э.Я. Степаненкова, JI.А. Кондрыкинской занимались изучением проблемы формирования основ культуры безопасности, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при обучении правилам дорожного движения, использования разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе.
Данная проблема приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых.
Актуальность проблемы на социальном уровне обусловлена потребностью современного общества в воспитании грамотного пешехода, готового соблюдать правила дорожного движения, заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.
Главная задача педагогов дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста культуру безопасного поведения на дороге и улице.
Обучая ребенка правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно.
Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является моделирование игровых обучающих ситуаций, которые содержат в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.
Важно учитывать специальные условия реализации моделирования игровых обучающих ситуаций:
- использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона.
Научившись поступать в смоделированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой обучающей ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности.
Основное содержание нашей системы работы по формированию основ культуры безопасности дорожного движения строится по трем разделам:
- 1 раздел «Путешествие со Светофором» - ознакомление детей с правилами дорожного движения: части дороги (проезжая часть, тротуар, обочина, перекресток, одностороннее и двухстороннее движение); дорожные знаки (запрещающие, разрешающие, информационно- указательные); работа регулировщика и инспектора ГИБДД.
- 2 раздел «Поездка в городском транспорте» - ознакомление детей с правилами поведения в транспорте (не кричать, не мешать окружающим, не высовываться в открытое окно, уступать место пожилым людям, инвалидам).
- 3 раздел «Я на улице один» - ознакомление детей с действиями, в случае, если они потерялись на улице (обратиться за помощью к взрослым, назвать свое имя и фамилию, номер телефона, адрес).
В соответствии с данными разделами мною предложен перспективный план с тематикой игровых обучающих ситуаций, которые позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций.
На тематических занятиях по правилам дорожного движения «Знакомство с правилами дорожного движения», «Наблюдения за движением машин и работой водителя», «Пешеход переходит улицу», «Мы пассажиры», «Сигналы регулировщика», «Школа светофорных наук», «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» и другие, дети в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице. Рассматривая потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, при переходе проезжей части, дети учатся мерам предосторожности. В игровой форме формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. Знакомя с работой сотрудников ГИБДД, рассказываю детям о том, кто там работает, узнаем о труде регулировщика. Для закрепления правил дорожного движения, использую моделирование игровых обучающих ситуаций: «Расставь знаки» (с использованием книги Ю. Юдохина «Здравствуй, друг, дорожный знак»), «Кому и что говорят сигналы», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу», «Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей», «Вежливые дети», «Мы идем играть в футбол», «Опасности на дороге», «Составим правила перехода проезжей части улицы», « Я иду в детский сад», «Катаемся на роликах и велосипедах».
Через организацию бесед, пятиминуток и сюжетно-ролевых игр, я расширяю знания детей о правилах поведения в общественном транспорте: входить в автобус, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, нельзя шуметь и отвлекать водителя. Для закрепления у детей навыков безопасного поведения в автотранспорте и при выходе из него, я использую игровые обучающие ситуации: «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна», «Мы выходим из автобуса», «Мы выходим из троллейбуса», «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы», «Мы выходим из такси», «Незнайке подарили велосипед».
В разделе «Я на улице один», используя игровые обучающие ситуации «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь», «Кому можно обратиться на улице, если ты потерялся», «Я потерялся», закрепляем с детьми правила поведения на улице, объясняю, что если он потерялся, то обращаться за помощью можно только к полицейскому, военному, продавцу, а также необходимо знать свой домашний адрес, номера телефонов родителей.
Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников.
Родители являются непременными участниками различных мероприятий. Они помогают в сборе материалов по всем направлениям работы, участвуют в досугах, выставках, конкурсах, изготавливают наглядный материал, участвуют в тематическом оформлении группы и т.п.
Организация работы родительского клуба «Диалог» является эффективным средством взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в вопросах формирования культуры безопасного поведения на дороге, повышения компетентности родителей по данному направлению. Родителей мы знакомим с работой дошкольного образовательного учреждения по формированию у детей навыков безопасности дорожного движения, рассматриваем причины детского травматизма на улицах; даем рекомендации о способах обучения детей правильной реакции на неожиданно сложившуюся ситуацию. Совместно с родителями создаются макеты микрорайонов, карты - схемы безопасного пути из дома до детского сада, альбом «Дорожные знаки», «Мой город» и др. Закрепленный за дошкольным образовательном учреждением, инспектор ГИБДД принимает активное участие в работе родительского клуба.
Проводимая работа в родительском клубе показала, что добровольное объединение родителей и их участие в образовательном процессе способствуют успешному решению задач безопасности дорожного движения.
Наш детский сад активно сотрудничает со школой. Традиционными стали совместные мероприятия по проблемам безопасности дорожного движения. В сентябре будущих первоклассников «посвящают в пешеходы», а в течение года силами старшеклассников проводятся викторины по правилам дорожного движения в форме театрализованных представлений для дошколят.
В целом все реализуемые разделы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте подчинены тому, чтобы у детей повысился показатель уровня сформированности устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения, научились находить выход из сложной дорожной ситуации, устанавливать причинно-следственные связи возникновения дорожно-транспортных происшествий, научились действовать в условиях смоделированной дорожной ситуации приближенной к реальной действительности, появилось чувство ответственности за свою жизнь и жизнь других людей, за свои поступки и поступки других.
В ходе проведенной работы были определили необходимые условия, обеспечивающие, формирование навыков безопасного поведения: отбор доступного для детей материала, систематичность предусмотренных мероприятий, наглядно-дидактическая оснащенность, применение игровых форм работы с детьми, сотрудничество с родителями. Необходимо отметить, что моделирование игровых обучающих ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками основ культуры безопасности дорожного движения.
Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте.
Литература.
- Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
- Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
- Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
- Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.
- Т.Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице», М, ЦПО, 2007