Тема: «Формирование просодической стороны речи у дошкольников»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Ильенко Ирина Валерьевна

Организация: ГБОУ ММГ

Населенный пункт: г. Москва

1 слайд

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений  речевого развития. Часто воспитатели детского сада, родители сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. У детей наблюдается несформированность,  как фонетической, так и просодической сторон речи.

 

2 слайд

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного  образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя одной  из выше указанных задач:

  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи,  фонематического слуха;

 

3 слайд

Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).

Формирование просодической стороны речи проходит  в единстве с развитием неречевых психических процессов. Развитие психических функций предусматривало развитие памяти, мышления, восприятия, познавательной активности ребенка.

 

4 слайд

Работа по формированию просодической стороны речи включает в себя разделы:

  • Речевой фитнес
  • Игры и упражнения  для развития речевого дыхания.
  • Развитие мимики
  • Развитие чувства  темпа, ритма.
  • Работа над интонационной выразительностью (развитие голоса)
  • Работа с родителями

5 слайд

Задачи просодической стороны  речи в  возрастных группах.

В  группах  младшего возраста решаются следующие задачи:

  • Развивать голос, интонационную выразительность, ритм, темп речи.
  • Развивать эмоциональную сферу посредством мимики, жеста, пантомимики

В возрасте 4 – 5 лет вос - ли реализуют такие задачи как:

  • Учить интонационного выделять звук в слове
  • Учить произносить речь громко и тихо
  • Учить  выделять гласные звуки, делить  слова  на части, прохлопывая или прошагивая ритмико-слоговую структуру (одно-, двух- и трехсложных) слов.

В Старшем  возрасте усложняются задачи:

  • учить правильно пользоваться интонацией  (читать стихотворение весело, грустно или торжественно в зависимости от его содержания).
  • учить говорить с разной громкостью,  в разном темпе речи в зависимости от условий речевого общения (расстояние до слушателя, содержание высказывания).
  • Закреплять и дифференцировать  звуки в чистоговорках  не только четко и внятно, но и с различной громкостью (шепотом, вполголоса, громко) и скоростью (медленно, умеренно, быстро).

В Подготовительной  к школе группе:

  • Развивать голосовой аппарат (умение регулировать громкость голоса, темп речи,
  • правильно пользоваться интонационными средствами выразительности)
  • учить выделять голосом отдельные слова (логическое ударение),
  • произносить фразы с различной интонацией (вопроса, повествования, радости, просьбы).

6 слайд

Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляционной моторики на занятиях проводим Речевой фитнес. Т.е. артикуляционная гимнастика.

Практически на каждом занятии мы используем следующие упражнения: «Лягушка», «Хоботок», Грибок, Лошадка, Чашечка и т.д.

Для того, чтобы включать эти упражнения в ход занятия, мы используем различные занимательные сюжеты: “Лесная зверобика”, “Веселый зоосад”, “Заводные игрушки”, “На бабушкином дворе” и т.д. Они дают возможность детям превратиться в разных персонажей и быть похожими на них, продемонстрировав данные упражнения.

Разработан целый комплекс артикуляционной гимнастики, которая проводится в нетрадиционной форме с применением  элементов  биоэнергопластики, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. С помощью этих упражнений биоэнергия равномерно распределяется в организме ребенка. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата. Ценность такой артикуляционной гимнастики состоит в том, что ее можно включать в различные подвижные игры с пением, игры–драматизации, потешки, физминутки.

 

7 слайд

Следующие игры и упражнения направлены на развитие дыхания, голоса и артикуляции, как неотъемлемая часть развития просодии речи.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.

Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает, говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

Прежде всего,  я  провожу  работу над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.

Предлагаю  детям следующие упражнения:  "Бабочки  летят", «Пароход гудит», «Подул ветерок», «Забей мяч в ворота» и др. Разработана картотека по данному разделу.

8 слайд

Следующий  этап в моей работе это Развитие  мимики, для этого использую пиктограммы, результатом работы являются игры – пантомимы, этюды.

Применяю в работе игры-пантомимы, которые развивают мимику и  учат детей пластичности выполнения движений, оживляют их фантазию и воображение. С помощью этих игр можно организовать отдых ребенка на занятии, т.к. в них чередуется напряжение и расслабление всего тела и мышц лица. Проводятся они под музыкальное сопровождение и выразительный стихотворный текст.

9 слайд

Следующий раздел: Развитие чувства  темпа, ритма.

Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени. Я считаю, да и вы,  со мной согласитесь, что дети  дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляции звуков.  Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз.

Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо, я  использую игры  - схемы: «Ритмическое путешествие», «Капитошка» и др.

10 слайд

Не маловажным  этапом является Работа над интонационной выразительностью (развитие голоса)

Вы знаете, что Интонация — это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий: мелодику,  темп,  ритм,  фразовое и логическое ударения, тембр речи.

Ребенок  учиться  правильно,  использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной и служит образцом интонационной выразительности.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью, карточками интонаций и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

 

11 слайд

Для развития голоса Педагоги групп реализуют следующие задачи:

  • формировать правильное дыхание;
  • формировать звонкий, сильный голос;
  • формировать плавность и слитность произношения;
  • развивать мелодико-интонационную сторону речи;
  • формировать навык владения голосовыми модуляциями;
  • развивать слуховой контроль.

Для решения этих задач  мною используются   следующие приемы работы:

  • произнесение изолированных гласных звуков ( шепотом, тихо, громко);
  • произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса ( используем схемы ^ v ^ v ^);
  • произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;
  • произнесение коротких фраз с разной силой голоса;
  • воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;
  • чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;
  • выполнение установки - читать стихотворение громко или тихо;
  • повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста сказки или рассказа.

12  слайд

А также игры и игровые задания, которые я  использую на речевых занятиях:

  • "Певцы" (пение гласных звуков)
  • "Паровозик" (пение гласного - у -, далеко - близко)
  • "Кукла спит" (гласный - а -, укачай куклу)
  • "Угадай, чей это голос - мамы или детёныша"
  • "Эхо" (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма)
  • "Звуковой полет"
  • «Путешествие с божьей коровкой»

13 слайд

Наиболее интересной формой работы данного этапа я считаю игры-драматизации, которые включаются на более поздних этапах обучения. Дети с помощью пантомимики, выразительной речи передают содержание образа своего героя. Движения побуждают детей превращаться в настоящих артистов.

Таким образом, система этих упражнений и игр дает возможность проявить свою индивидуальность ребенку с различными психологическими особенностями. Занятия проходят на эмоциональном подъеме детей.

 

14 Слайд

Для эффективности моей работы большое внимание уделялось сотрудничеству  с родителями. Были проведены тематические родительские собрания, консультации, круглые столы, семинары – практикумы, выпускались памятки и рекомендации, дни открытых дверей, мастер - классы, родительские университеты. Этой части можно посвятить отдельный разговор.

 

15 слайд.

Благодаря занятиям по формированию просодической стороны речи у  детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием, получение громкого, звонкого звучания голоса и закрепление навыков плавной и слитной речи, закрепление речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.

Все эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова по-разному звучат. Если ребенок выполнит все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития,  и он хорошо подготовлен к школе.

 

Благодарю за внимание!!!!

Опубликовано: 27.01.2017