Развитие процесса словообразования у старших дошкольников с ЗПР
Конференция: Коррекционная работа в ДОУ
Автор: Суркова Светлана Александровна
Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида «Теремок»
Населенный пункт: Тюменская область, пгт. Фёдоровский
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии
В современной лингвистике, психологии, психолингвистике, общей педагогике овладение детьми словообразованием родного языка признается весьма важным и рассматривается в свете развития языковой способности и речевой коммуникации ребенка в целом. Однако вплоть до настоящего времени в логопедии оставался нерешенным целый круг проблем, связанных с изучением словообразования у детей с общим недоразвитием речи, разработкой научно обоснованных методов формирования навыков словообразования у детей данной категории.
Такие ученые как Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.И. Жаренова, С.Н. Шаховская, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова и другие авторы, изучавшие вербальные и невербальное развитие детей с общим недоразвитием речи, неоднократно указывали на трудности в овладении словообразовательными процессами. Однако, несмотря на актуальность и бесспорную значимость этой проблемы, ее специальным исследованием авторы не занимались.
Таким образом, можно говорить о существовании определенных противоречий между потребностями практики обучения дошкольников с ОНР и отсутствием достоверных научных данных об особенностях овладения ими словообразованием родного языка. На наш взгляд, разрешить указанные противоречия поможет разработка и внедрение в логопедическую практику образовательной модели формирования словообразовательной компетенции детей с ОНР.
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы по русскому языку. Овладение школьной программой предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфологических обобщений.
Усвоение морфологической системы языка тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы по их значению и звуковой структуре.
Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных морфем представляют собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладение грамматической системой языка, формирования предпосылок орфографически-правильного письма, важнейшим принципом которого является морфологический принцип.
В настоящее время отмечается большая распространенность нарушений речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.
В связи с низким уровнем развития познавательной деятельности, в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей с ОНР обнаруживаются и особенности процессов словообразования. Неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к неточности понимания и дифференциации родственных слов, трудностям морфемного анализа, что является необходимым условием усвоения морфологического принципа правописания.
До настоящего времени недостаточно изучены особенности словообразования у дошкольников с ЗПР, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, не выявлен характер трудностей, которые испытывают дети с ОНР при овладении словообразованием. Недостаточно изученной является и проблема системной коррекции нарушений словообразования у дошкольников с ОНР, учитывающей особенности и взаимовлияние нарушений различных компонентов речи, а также операций порождения речевых высказываний в структуре дефекта у данной категории детей. В литературе отсутствуют и методические рекомендации по формированию словообразования у дошкольников с ОНР.
В то же время своевременная научно обоснованная коррекция нарушений процесса словообразования будет способствовать:
- более успешному овладению морфологической системой языка,
- усвоению правил правописания,
- предупреждению и коррекции дисграфии и дизорфографии,
- развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и в целом социальной адаптации,
- оптимизации процесса обучения дошкольников с ОНР.
Учитывая значимость достаточного уровня развития словообразовательных процессов для успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности дошкольников с ОНР, а также неразработанность данного вопроса, следует считать проблему формирования словообразования у старших дошкольников с ОНР актуальной.
2. Теоретическое обоснование проекта
В специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматриваются особенности словообразования у детей с ОНР, преимущественно у дошкольников. Исследователями грамматического строя речи у детей с ЗПР (Н. Ю. Боряковой, С. В. Зориной, Р. И. Лалаевой, Г. Н. Рахмаковой, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, И. А Симоновой, А. А. Хохловой, Л. В. Яссман) выявлено у большого количества старших дошкольников и школьников младших классов значительное недоразвитие процесса словообразования. По данным Л. Г. Парамоновой 55.5% детей приходят в школу с недостаточно сформированной устной речью, у них нет той базы, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил.
Исследования словообразования показывают, что у детей с ОНР процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие
Одним из характерных признаков уровня сформированности словообразования является детское «словотворчество». Оно возникает в тот период, когда ребенок начинает выделять словообразовательные морфемы, обобщать их в соответствии со значениями, однако еще недостаточно дифференцирует с учетом норм языка. Детское словотворчество возникает лишь на определенном этапе развития познавательной деятельности ребенка. В связи с этим становится понятным более позднее начало и своеобразие периода детского словотворчества у детей с ОНР. У этих детей отмечается и большая продолжительность этого периода.
Нарушения формирования процесса словообразования у детей с ОНР проявляются при словообразовании как существительных и прилагательных, так и глаголов. Основываясь на нечетких представлениях о грамматических связях слов, на неверной смысловой догадке, дошкольники с ОНР часто искажают (пропускают, заменяют) окончания, суффиксы, префиксы.
Словарь детей с ОНР беден и неточен. По мнению Л. Г. Парамоновой наиболее быстрым путем обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов является «путь вооружения ребенка навыками словообразования». Богатый словарный запас и точное понимание смыслового значения слов позволяет быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, что необходимо для применения большинства грамматических правил. Детям же с бедным словарным запасом, к которым относятся и дети с ОНР, подбирать и выбирать такие слова просто не из чего.
Овладение правилами словообразования исключительно важно, т. к. становится «прозрачным» морфологический состав слова. Выделение приставок и суффиксов мгновенно «обнажает» как корень слова, так и его окончание, а поскольку все грамматические правила четко ориентированы на правописание приставок, суффиксов, окончаний и безударных гласных в корне, то ребенок, не видящий этих составных частей слова, не может применить на практике ни одного из выученных им грамматических правил. Ребенок не понимает, куда именно эти правила нужно приложить. Непонимание смыслового родства слов и их морфологического состава приводит к печальным последствиям.
Нарушение речи носит системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза.
По мере уточнения значений имеющихся у детей слов, дальнейшего обогащения словарного запаса за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования и формирования полноценных представлений о морфемном составе слова создаётся возможность овладения морфологическим принципом письма и синтетическим способом чтения, происходит дальнейшее совершенствование письменной речи.
Конечной целью коррекционно-логопедической работы по развитию навыков словообразования у младших школьников с ОНР является то, что дети должны в практическом плане научиться:
- ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова образуются новые слова и изменяются их значения;
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
3. Цель проекта:
Разработать, обосновать и апробировать содержание коррекционно-развивающей работы по формированию словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
4. Задачи проекта:
- Изучить и проанализировать теоретический и методический аспекты проблемы исследования словообразования у детей с общим недоразвитием речи на основе лингвистических, психолого – педагогических и логопедических данных;
- Выявить уровень состояния функции словообразования у дошкольников с ОНР, сравнить результаты первичного и итогового обследования, сделать вывод о динамике развития данной функции;
- Составить комплекс упражнений по развитию процесса словообразования у старших дошкольников с отклонениями в речевом развитии;
5. Основополагающие принципы коррекции нарушений речи:
Коррекционная система, представленная в данном проекте, основана на современных теоретических положениях и принципах:
- тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов
- взаимосвязи развития речи и моторики;
- постепенного перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению (постепенный переход от конкретного к абстрактному, формирование процесса генерализации);
- принцип учета поэтапности формирования речевых умений;
- принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л. С. Выготскому);
- онтогенетический принцип;
- принцип комплексного и системного подхода;
- положение об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых средств;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип учета ведущей деятельности,
- принцип связи речи с другими сторонами психической деятельности,
- принцип анализа речевых нарушений,
- принцип наглядности и доступности,
- принцип концентризма,
- принцип сознательности и активности,
- принцип обходного пути,
- принцип рефлексии.
6. Исследователи, работавшие по проблеме нарушений речи и их коррекции у детей с ОНР:
Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Е. А. Логинова, Н. А. Цыпина, Р. Д. Тригер, Р. Е. Левина, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, В. В. Лебединский, А. Д. Кошелева, Г. Н. Рахмакова, И. А. Смирнова, И. А. Симонова.
Исследователи процесса словообразования у детей с ОНР:
С. В. Зорина, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, А. А. Хохлова, Л. В. Яссман и др.
Объект: процесс словообразования у старших дошкольников с ОНР.
Предмет: процесс формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР.
7. Гипотеза
Специально организованная коррекционно-развивающая работа, включающая в себя комплекс упражнений, целенаправленный на
- формирование морфологических обобщений,
- способствующий обогащению лексики (точному пониманию смыслового значения слов),
- развитию грамматического строя речи,
- профилактике дислексии, дисграфии,
- а также развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования будет способствовать повышению уровня процесса словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
8. Практическое обоснование проекта
Данный этап направлен на исследование функции словообразования с помощью тестовой методики (первичная и итоговая диагностика).
9. Диапазон проекта
Комплекс упражнений по развитию навыков словообразования используется на логопедических занятиях, занятиях педагога – психолога, в свободной деятельности дошкольников, а так же на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитие речи, ознакомление художественной литературой и др.
10. Новизна проекта
- Проведено специальное обследование словообразования у старших дошкольников с ОНР, данные сопоставлены.
- Проведен сравнительный анализ состояния словообразования старших дошкольников с ОНР.
- Разработан комплекс упражнений по развитию навыков словообразования у дошкольников с ОНР.
- Составлен и апробирован заключительный тест, позволяющий определить уровень развития процесса словообразования у дошкольников с ОНР.
- Использование наглядных, дидактических, предметных и иллюстративных пособий, компьютерных и мультимедийных технологий по развитию навыков словообразования на логопедических занятиях.
- Использование педагогами ДОУ комплекса упражнений по развитию навыков словообразования на различных занятиях и в свободной деятельности детей.
- Создана модель развития процесса словообразования у старших дошкольников с ОНР.
11. Ожидаемый результат
Критерии |
Показатель |
Усвоение понятия «корень слова» Выделение общей части у родственных слов |
Выполнение упражнений, заданий, карточек |
Умение подбирать родственные слова с данным корнем (к данному слову) |
Устные упражнения, игра «Я знаю 5 слов с корнем…», игры, тесты |
Образование новых слов при помощи приставок и суффиксов |
Выполнение упражнений типа: «Скажи ласково», «Скажи наоборот» (приклеил – отклеил), «Образуй новые слова», «Вставь слово в предложение», тесты |
Умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной в корне слова |
Выполнение тренировочных устных упражнений, индивидуальных карточек, выполнение проверочных работ |
Предупреждение дислексии, дисграфии и дизорфографии |
Выполнение тренировочных устных упражнений, индивидуальных карточек, выполнение проверочных работ |
Развитие мыслительных операций |
Успешное выполнение заданий, связанных с анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием («4 – лишний», «Раздели на группы», «Установи последовательность», «Сравни слова по звучанию и смыслу», «Разгадай ребус», «Аукцион слов» и др. |
12. Механизм реализации проекта
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Знакомство с родственными словами, выделение корня |
Слушание, чтение, наблюдение, анализ, сравнение слов, выявление общей части, вывод |
Знакомство с родственными и неродственными словами, выделение корней и сопоставление значений слов |
Наблюдение, анализ, сравнение, вывод |
Развитие мыслительных процессов |
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование |
13. Направление деятельности по проекту
Направление деятельности |
Цель |
Сроки проведения |
1.Организационный этап |
Выявить нарушения функции словообразования (первоначальное тестирование, заполнение протокола обследования, знакомство родителей, педагогов с результатами обследования, составление плана работы) |
сентябрь |
2.Практический этап |
Логопедические занятия, консультации, беседы с родителями, педагогами ДОУ, рекомендации, промежуточное тестирование, работа с дневниками наблюдений, отметки о продвижении воспитанников, анализ полученных данных, корректировка планирования, осуществление взаимосвязи с МО учителей – логопедов, проведение совместных мероприятий, связь с ПМП консилиумом |
Октябрь - апрель |
3.Обобщающий этап |
Итоговое тестирование, методические рекомендации |
май |
15. Прогноз дальнейшего развития проекта
После завершения проекта планируется продолжение работы над развитием процесса словообразования в начальных классах.
Реализация проекта отразится на усвоении школьной программы начального общего образования по предметам: русский язык, литература, окружающий мир, детская риторика, курс «Умники и умницы».
Произойдет дальнейшее увеличение объема словарного запаса за счет усвоения навыков (способов) словообразования, развитие грамматического строя речи и развитие письменной речи (дальнейшее совершенствование морфологического принципа письма, повышение грамотности письма, совершенствование качеств чтения: правильности, осознанности, выразительности, беглости)
Будут развиваться, и совершенствоваться в дальнейшем обучении мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
16. Формы представления результатов
1). Нормативные документы:
- Закон РФ «Об Образовании
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ от 06.10.09г. № 373.
- Программы начального общего образования «Школа России».
- Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов».
- Региональное положение о специальных группах для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
Локальные акты:
- Положение о работе логопедической группы.
- Должностные обязанности учителя-логопеда.
- Договор на проведение коррекционно-логопедических занятий.
2). Рабочие алгоритмы, программы:
разработка комплекса упражнений по теме «Словообразование», тест для диагностики навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня, заключительный тест для определения уровня развития процесса словообразования у дошкольников, заканчивающих ДОУ, создание модели развития навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР, тематическое планирование по теме: «Родственные слова. Состав слова. Словообразование», составленное автором проекта на основе методических рекомендаций по преодолению нарушений устной и письменной речи, обусловленных НР у младших школьников с ОНР (А. Н. Корнев, Е. А. Логинова, Р. Д. Триггер, Н. А. Цыпина, А. В. Ястребова), программы общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: нач. классы / Сост. Л.А.Вохмянина, УМК «Школа России» (учебники русского языка 1 – 4 класс, автор Т. Г. Рамзаева), в соответствии с инструктивным письмом Министерства общего профессионального образования РФ от 04.09.97 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов».
3). Методические рекомендации для педагогов, работающих в массовых и специальных (коррекционных) группах V вида: учителей-логопедов, учителей начальных классов, психологов, воспитателей; и родителей по теме: «Развитие процесса словообразования у старших дошкольников с ОНР».
ЛИТЕРАТУРА
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006.
- Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
- Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. / Л.М. Козырева; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль, Академия развития.2006.
- Кондратенко О.А., Пестова М.Ю. Звуки, буквы, слова: Дидактический материал по развитию навыков звуко-буквенного анализа (с использованием разрезной азбуки)/ ИПКиПРО. - Курган, 2007.
- Кондратенко О.А., Жигалина Е.П. Контрольные работы по русскому языку в начальных специальных (коррекционных) классах VII вида/ Курганский городской ИМЦ, 2010.
- Коррекционно – развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации/ сост. И.Г. Савельева; под общ. ред.В.В. Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения / авт.- сост. Л. В. Зубарева.- Волгоград: Учитель, 2007.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
- Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявлений и коррекции у младших школьников с ЗПР. Учебное пособие. / под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №3. –М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», К.: ФГУИППВ, 2004.
- Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов пед. училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 3 – е изд., испр. – М.: АРКТИ. 2005.
- Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2006.
- Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
- Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 2000.
- Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. – СПб.: Дельта, 1998.
- Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2006.
- Русский язык: Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы/ автор-составитель Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.
- Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Пособие для учителя /О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, Н.Л. Ипатова и др. – М.: Просвещение, 1992.
- Хохлова А. А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03 – СПб., 1999 310 c. РГБ ОД, 13/342-8
- Электронное пособие: Организация обучения детей с задержкой психического развития./ Автор – составитель: Мусихина С.А. – Курган: ЦДО ИПКиПРО Курганской области, 2009.