Развитие процесса словообразования у старших дошкольников с ЗПР

Конференция: Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Суркова Светлана Александровна

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида «Теремок»

Населенный пункт: Тюменская область, пгт. Фёдоровский

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии

В современной лингвистике, психологии, психолингвистике, общей педагогике овладение детьми словообразованием родного языка признается весьма важным и рассматривается в свете развития языковой способности и речевой коммуникации ребенка в целом. Однако вплоть до настоящего времени в логопедии оставался нерешенным целый круг проблем, связанных с изучением словообразования у детей с общим недоразвитием речи, разработкой научно обоснованных методов формирования навыков словообразования у детей данной категории.

Такие ученые как Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.И. Жаренова, С.Н. Шаховская, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова и другие авторы, изучавшие вербальные и невербальное развитие детей с общим недоразвитием речи, неоднократно указывали на трудности в овладении словообразовательными процессами. Однако, несмотря на актуальность и бесспорную значимость этой проблемы, ее специальным исследованием авторы не занимались.

Таким образом, можно говорить о существовании определенных противоречий между потребностями практики обучения дошкольников с ОНР и отсутствием достоверных научных данных об особенностях овладения ими словообразованием родного языка. На наш взгляд, разрешить указанные противоречия поможет разработка и внедрение в логопедическую практику образовательной модели формирования словообразовательной компетенции детей с ОНР.

Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы по русскому языку. Овладение школьной программой предполагает  достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфологических обобщений.

Усвоение морфологической системы языка тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы по их значению и звуковой структуре.

Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных морфем представляют собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладение грамматической системой языка, формирования предпосылок орфографически-правильного письма, важнейшим принципом которого является морфологический принцип.

В настоящее время отмечается большая распространенность нарушений речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

В связи с низким уровнем развития познавательной деятельности, в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей с ОНР обнаруживаются и особенности процессов словообразования. Неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к неточности понимания и дифференциации родственных слов, трудностям морфемного анализа, что является необходимым условием усвоения морфологического принципа правописания.

До настоящего времени недостаточно изучены особенности словообразования у  дошкольников с ЗПР, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, не выявлен характер трудностей, которые испытывают дети с ОНР при овладении словообразованием. Недостаточно изученной является и проблема системной коррекции нарушений словообразования у дошкольников с ОНР, учитывающей особенности и взаимовлияние нарушений различных компонентов речи, а также операций порождения речевых высказываний в структуре дефекта у данной категории детей. В литературе отсутствуют и методические рекомендации по формированию словообразования у дошкольников с ОНР.

В то же время своевременная научно обоснованная коррекция нарушений процесса словообразования будет способствовать:

  1. более успешному овладению морфологической системой языка,
  2. усвоению правил правописания,
  3. предупреждению и коррекции дисграфии и дизорфографии,
  4. развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,  обобщения и в целом социальной адаптации,
  5. оптимизации процесса обучения дошкольников с ОНР.

Учитывая значимость достаточного уровня развития словообразовательных процессов для успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности дошкольников с ОНР, а также неразработанность данного вопроса, следует считать проблему формирования словообразования у старших дошкольников с ОНР актуальной.

 

2. Теоретическое обоснование проекта

В специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматриваются особенности словообразования у детей с ОНР, преимущественно у дошкольников. Исследователями грамматического строя речи у детей с ЗПР (Н. Ю. Боряковой, С. В. Зориной, Р. И. Лалаевой, Г. Н. Рахмаковой, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, И. А Симоновой, А. А. Хохловой, Л. В. Яссман) выявлено у большого количества старших дошкольников и школьников младших классов значительное недоразвитие процесса словообразования. По данным Л. Г. Парамоновой 55.5% детей приходят в школу с недостаточно сформированной устной речью, у них нет той базы, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил.

Исследования словообразования показывают, что у детей с ОНР процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие

Одним из характерных признаков уровня сформированности словообразования является детское «словотворчество». Оно возникает в тот период, когда ребенок начинает выделять словообразовательные морфемы, обобщать их в соответствии со значениями, однако еще недостаточно дифференцирует с учетом норм языка. Детское словотворчество возникает лишь на определенном этапе развития познавательной деятельности ребенка. В связи с этим становится понятным более позднее начало и своеобразие периода детского словотворчества у детей с ОНР. У этих детей отмечается и большая продолжительность этого периода.

Нарушения формирования процесса словообразования у детей с ОНР проявляются при словообразовании как существительных и прилагательных, так и глаголов. Основываясь на нечетких представлениях о грамматических связях слов, на неверной смысловой догадке, дошкольники с ОНР часто искажают (пропускают, заменяют) окончания, суффиксы, префиксы.

Словарь детей с ОНР беден и неточен. По мнению Л. Г. Парамоновой наиболее быстрым путем обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов является «путь вооружения ребенка навыками словообразования». Богатый словарный запас и точное понимание смыслового значения слов позволяет быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, что необходимо для применения большинства грамматических правил. Детям же с бедным словарным запасом, к которым относятся и дети с ОНР, подбирать и выбирать такие слова просто не из чего.

Овладение правилами словообразования исключительно важно, т. к. становится «прозрачным» морфологический состав слова. Выделение приставок и суффиксов мгновенно «обнажает» как корень слова, так и его окончание, а поскольку все грамматические правила четко ориентированы на правописание приставок, суффиксов, окончаний и безударных гласных в корне, то ребенок, не видящий этих составных частей слова, не может применить на практике ни одного из выученных им грамматических правил. Ребенок не понимает, куда именно эти правила нужно приложить. Непонимание смыслового родства слов и их морфологического состава приводит к печальным последствиям.

Нарушение речи  носит системный  характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза.

По мере уточнения значений имеющихся у детей слов, дальнейшего обогащения словарного запаса за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования и формирования полноценных представлений о морфемном составе слова создаётся возможность овладения морфологическим принципом письма и синтетическим способом чтения, происходит дальнейшее совершенствование письменной речи.

Конечной целью коррекционно-логопедической работы по развитию навыков словообразования у младших школьников с ОНР является то, что дети должны в практическом плане научиться:

  • ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова образуются новые слова и изменяются их значения;
  • активно пользоваться различными способами словообразования;
  • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
  • передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных  действий в развернутом высказывании.

 

 3. Цель проекта:

Разработать, обосновать и апробировать содержание коррекционно-развивающей работы по формированию словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.

 

4. Задачи проекта:

  1. Изучить и проанализировать теоретический и методический аспекты проблемы исследования словообразования у детей с общим недоразвитием речи на основе лингвистических, психолого – педагогических и логопедических данных;
  2. Выявить уровень состояния функции словообразования у дошкольников с  ОНР, сравнить результаты первичного и итогового обследования, сделать вывод о динамике развития данной функции;
  3. Составить комплекс упражнений по развитию процесса словообразования у старших дошкольников с отклонениями в речевом развитии;

 

5. Основополагающие принципы  коррекции нарушений речи:

Коррекционная система, представленная в данном проекте, основана на современных теоретических положениях и принципах:

  • тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов
  • взаимосвязи развития речи и моторики;
  • постепенного перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению (постепенный переход от конкретного к абстрактному, формирование процесса генерализации);
  • принцип учета поэтапности формирования речевых умений;
  • принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л. С. Выготскому);
  • онтогенетический принцип;
  • принцип комплексного и системного подхода;
  • положение об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых средств;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
  • принцип деятельностного подхода;
  • принцип учета ведущей деятельности,
  • принцип связи речи с другими сторонами психической деятельности,
  • принцип анализа речевых нарушений,
  • принцип наглядности и доступности,
  • принцип концентризма,
  • принцип сознательности и активности,
  • принцип обходного пути,
  • принцип рефлексии.

 

 

6. Исследователи, работавшие по проблеме нарушений речи и их коррекции у детей с ОНР:

Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Е. А. Логинова, Н. А. Цыпина, Р. Д. Тригер, Р. Е. Левина,  Т. А. Власова, В. И. Лубовский, В. В. Лебединский, А. Д. Кошелева, Г. Н. Рахмакова, И. А. Смирнова, И. А. Симонова.

 

Исследователи процесса словообразования у детей с ОНР:

С. В. Зорина, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, А. А. Хохлова, Л. В. Яссман и др.

 

Объект: процесс словообразования у старших дошкольников с ОНР.

 

Предмет: процесс формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР.

 

7. Гипотеза

Специально организованная коррекционно-развивающая работа, включающая в себя комплекс упражнений, целенаправленный на

  • формирование морфологических обобщений,
  • способствующий обогащению лексики (точному пониманию смыслового значения слов),
  • развитию грамматического строя речи,
  • профилактике дислексии, дисграфии,
  • а также развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования будет способствовать повышению уровня процесса словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня

 

8. Практическое обоснование проекта

Данный этап направлен на исследование функции словообразования с помощью тестовой методики (первичная и итоговая диагностика).

 

 

9. Диапазон проекта

Комплекс упражнений по развитию навыков словообразования используется на логопедических занятиях, занятиях педагога – психолога, в свободной деятельности дошкольников, а так же на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитие речи, ознакомление художественной литературой и др.

 

10. Новизна проекта

  • Проведено специальное обследование словообразования у старших дошкольников с ОНР, данные  сопоставлены.
  • Проведен сравнительный анализ состояния словообразования старших дошкольников с ОНР.
  • Разработан комплекс упражнений по развитию навыков словообразования у дошкольников с ОНР.
  • Составлен и апробирован заключительный тест, позволяющий определить  уровень развития процесса словообразования у дошкольников с ОНР.
  • Использование наглядных, дидактических, предметных и иллюстративных пособий, компьютерных и мультимедийных технологий по развитию навыков словообразования на логопедических занятиях.
  • Использование педагогами ДОУ комплекса упражнений по развитию навыков словообразования на различных занятиях и в свободной деятельности детей.
  • Создана модель развития процесса словообразования у старших дошкольников с ОНР.

 

11. Ожидаемый результат

 

Критерии

Показатель

Усвоение понятия «корень слова»

Выделение общей части у родственных слов 

 Выполнение упражнений, заданий, карточек

Умение подбирать родственные слова с данным корнем (к данному слову)

 Устные упражнения, игра «Я знаю 5 слов с корнем…», игры, тесты

Образование новых слов при помощи приставок и суффиксов 

 Выполнение упражнений типа: «Скажи ласково», «Скажи наоборот» (приклеил – отклеил), «Образуй новые слова», «Вставь слово в предложение»,  тесты

Умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной в корне слова

Выполнение тренировочных устных упражнений, индивидуальных карточек, выполнение проверочных работ

Предупреждение дислексии, дисграфии и дизорфографии

Выполнение тренировочных устных упражнений, индивидуальных карточек, выполнение проверочных работ

Развитие мыслительных операций

Успешное выполнение заданий, связанных с анализом, синтезом,  сравнением, абстрагированием («4 – лишний», «Раздели на группы», «Установи последовательность», «Сравни слова по звучанию и смыслу»,  «Разгадай ребус», «Аукцион слов» и др.

 

 

12. Механизм реализации проекта

 

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Знакомство с родственными словами, выделение корня

Слушание, чтение, наблюдение, анализ, сравнение слов, выявление общей части, вывод

Знакомство с родственными и неродственными словами, выделение корней и сопоставление значений слов

Наблюдение, анализ, сравнение, вывод

Развитие мыслительных процессов

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование

 

 

13. Направление деятельности по проекту

 

Направление деятельности

Цель

Сроки проведения

1.Организационный этап

 Выявить нарушения функции словообразования (первоначальное тестирование,

заполнение протокола обследования, знакомство родителей, педагогов с результатами обследования, составление плана работы)

сентябрь 

2.Практический этап

 Логопедические занятия, консультации, беседы с родителями, педагогами ДОУ, рекомендации, промежуточное тестирование, работа с дневниками наблюдений, отметки о продвижении воспитанников, анализ полученных данных, корректировка планирования, осуществление взаимосвязи с МО учителей – логопедов, проведение совместных мероприятий, связь с ПМП консилиумом

Октябрь - апрель 

3.Обобщающий этап

 Итоговое тестирование, методические рекомендации

май 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Прогноз дальнейшего развития проекта

После завершения проекта планируется продолжение работы над развитием процесса словообразования в начальных классах.

Реализация проекта отразится на усвоении школьной программы начального общего образования по предметам: русский язык, литература, окружающий мир, детская риторика, курс «Умники и умницы».

Произойдет дальнейшее увеличение объема словарного запаса за счет усвоения навыков (способов) словообразования, развитие грамматического строя речи и развитие письменной речи (дальнейшее совершенствование морфологического принципа письма, повышение грамотности письма, совершенствование качеств чтения: правильности, осознанности, выразительности, беглости)

Будут развиваться, и совершенствоваться в дальнейшем обучении мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

 

16. Формы представления результатов

 

1). Нормативные документы:

  • Закон РФ «Об Образовании
  • Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ от 06.10.09г. № 373.
  • Программы начального общего образования «Школа России».
  • Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов».
  • Региональное положение о специальных группах для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

Локальные акты:

  • Положение о работе логопедической группы.
  • Должностные обязанности учителя-логопеда.
  • Договор на проведение коррекционно-логопедических занятий.

 

2). Рабочие алгоритмы, программы:

разработка комплекса упражнений по теме «Словообразование», тест для диагностики навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня, заключительный тест для определения уровня развития процесса словообразования у дошкольников, заканчивающих ДОУ, создание модели развития навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР, тематическое планирование по теме: «Родственные слова. Состав слова. Словообразование», составленное автором проекта на основе методических рекомендаций по преодолению нарушений устной и письменной речи, обусловленных НР у младших школьников с ОНР (А. Н. Корнев, Е. А. Логинова, Р. Д. Триггер, Н. А. Цыпина, А. В. Ястребова), программы общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: нач. классы / Сост. Л.А.Вохмянина, УМК «Школа России» (учебники русского языка 1 – 4 класс, автор Т. Г. Рамзаева), в соответствии с инструктивным письмом Министерства общего профессионального образования РФ от 04.09.97 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов».

 

3). Методические рекомендации для педагогов, работающих в массовых и специальных (коррекционных) группах V вида: учителей-логопедов, учителей начальных классов, психологов, воспитателей; и родителей по теме: «Развитие процесса словообразования у старших дошкольников с ОНР».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006.
  3. Козырева  Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
  4. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. / Л.М. Козырева; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль, Академия развития.2006.
  5. Кондратенко О.А., Пестова М.Ю. Звуки, буквы, слова: Дидактический материал по развитию навыков звуко-буквенного анализа (с использованием разрезной азбуки)/ ИПКиПРО. - Курган, 2007.
  6. Кондратенко О.А., Жигалина Е.П. Контрольные работы по русскому языку в начальных специальных (коррекционных) классах VII вида/ Курганский городской ИМЦ, 2010.
  7. Коррекционно – развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации/ сост. И.Г. Савельева; под общ. ред.В.В. Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения / авт.- сост. Л. В. Зубарева.- Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  10. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/  Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  11. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявлений и коррекции у младших школьников с ЗПР. Учебное пособие. / под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
  12. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  13. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №3. –М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», К.: ФГУИППВ, 2004.
  14. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов пед. училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. -  3 – е изд., испр. – М.: АРКТИ. 2005.
  15. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2006.
  16. Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
  17. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 2000.
  18. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. – СПб.: Дельта, 1998.
  19. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2006.
  20. Русский язык: Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы/ автор-составитель Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  21. Садовникова И.Н.  Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
  22. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.
  23. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Пособие для учителя /О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, Н.Л. Ипатова и др. – М.: Просвещение, 1992.
  24. Хохлова А. А. Формирование словообразования у    младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03 – СПб., 1999 310 c. РГБ ОД, 13/342-8
  25. Электронное пособие: Организация обучения детей с задержкой психического развития./ Автор – составитель: Мусихина С.А. – Курган: ЦДО ИПКиПРО Курганской области, 2009.

 

 

Опубликовано: 25.01.2017