Социализация дошкольников средствами театрального искусства

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Ерофеева Мария Александровна

Организация: ГБОУ СОШ им.М.Н.Заводского д.о. «Улыбка»

Населенный пункт: Самарская область, с. Елховка

Для социализации ребёнка театральная деятельность предоставляет широкие возможности - это развитие его личности во взаимодействии с окружающей средой, усвоения им социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация.

Начало развития творческих способностей, приходится на дошкольный возраст, когда у детей,  по сравнению с ранним возрастом,  меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности. Именно театрализованные игры – одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя.

В условиях личностно-ориентированного подхода  у детей своей группы средствами театральной деятельности формирую готовность дошкольника к социальному взаимодействию.

Наблюдая за игрой детей, заметила, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый ребенок стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Свою работу с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ начала с создания условий для театрально-игровой деятельности. Игровая среда была пополнена наборами мелких игрушек, кукол, различными видами театров (пальчиковый, настольный, театр картинок и т.д.);

Первоначально в  своей работе с детьми использовала резиновые, мягкие, пластмассовые игрушки. Обучение элементам театральной деятельности начинала со знакомства с куклами (просила подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними), задавала вопросы детям (например, из какой сказки игрушки), и, предлагая кому-нибудь рассказать эту сказку, а остальным - дополнить товарища.

При изучении лексических тем, например, "Овощи", «Фрукты» активно использовала в своей работе интересный приём - обыгрывание стихотворений. С детьми мы рисовали овощи и фрукты и к ним прикрепляли полоски на степлер и получались у нас чудесные маски - шапочки. Эти маски можно использовать как в театрализованной деятельности (атрибуты для инсценировки), а так же обобщать и систематизировать знания по данной теме через дидактические или подвижные игры, демонстрационный материал.

Используя, маски-шапочки мы с детьми можем решать следующие задачи:

  • возможность создавать образы фруктов и овощей с помощью выразительных средств (жесты, мимика);
  • воспитываем дружеские взаимоотношения;
  • способствуем созданию  радостного эмоционального настроения;
  • поддерживаем  стремление участвовать в развлечениях.

Маски-шапочки используются детьми постоянно и после игры - дети убирают их в коробку, организуют с ними игры, общения, диалоги. Еще маски-шапочки нам понадобились для проведения «Праздника Осени», где дети перевоплощаются в овощи или фрукты.

Все знают, что сказки воспринимаются детьми разных возрастов по-разному. В пять лет ребенку уже мало слушать сказку или смотреть ее на экране - ему хочется быть непосредственным ее участником. Идею изготовления театра кружек я взяла из Интернета. Изготовить такой театр оказалось очень просто. Для этого мы взяли пластмассовые кружки одинакового размера, перевернули их вверх донышком и  приклеили картинку персонажа, нарисованную или вырезанную из старых детских книг (сейчас продаются книги с наклейками, что упрощает работу). Таким образом, сделали всех героев для сказки. Театр кружек «Колобок» готов.

В своей работе я применяю такой методический прием как разучивание сценок маленькими фрагментами, что позволяет каждому попробовать себя во всех ролях. Затем спрашиваю: "Какой медведь больше понравился, Сашин или Вовин? Чем понравился?" Ответы ребят разные: "Сашин сердито рычал, как настоящий медведь, что я даже испугалась", "Вовин мишка рычал тихо, и мне совсем было не страшно, а весело". Этот прием способствует не только развитию связной речи детей, самостоятельности их мышления, но и развивает умение выражать свою точку зрения, аргументировать свой ответ. После того, как все роли детьми были "испробованы", я предлагаю каждому самостоятельно выбрать себе понравившийся персонаж, и начинаем играть сказку...

В работе со своими детьми  я использую разнообразные кукольные театры (деревянный, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства -  занятие трудоемкое, но увлекательное, поэтому считаю опыт своей работы доступным и возможным для применения  педагогами в ДОУ и родителям для занятий со своим ребёнком дома.

Список литературы:

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. Л.: «Детская литература», 1998.
  3. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.
  4. Выготский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1983.
  5. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.: АРКТИ, 2000.
  7. Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
  8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2004.
  9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.

 

 

 

Опубликовано: 20.12.2016