Социализация дошкольников средствами театрального искусства
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Ерофеева Мария Александровна
Организация: ГБОУ СОШ им.М.Н.Заводского д.о. «Улыбка»
Населенный пункт: Самарская область, с. Елховка
Для социализации ребёнка театральная деятельность предоставляет широкие возможности - это развитие его личности во взаимодействии с окружающей средой, усвоения им социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация.
Начало развития творческих способностей, приходится на дошкольный возраст, когда у детей, по сравнению с ранним возрастом, меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности. Именно театрализованные игры – одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя.
В условиях личностно-ориентированного подхода у детей своей группы средствами театральной деятельности формирую готовность дошкольника к социальному взаимодействию.
Наблюдая за игрой детей, заметила, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый ребенок стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Свою работу с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ начала с создания условий для театрально-игровой деятельности. Игровая среда была пополнена наборами мелких игрушек, кукол, различными видами театров (пальчиковый, настольный, театр картинок и т.д.);
Первоначально в своей работе с детьми использовала резиновые, мягкие, пластмассовые игрушки. Обучение элементам театральной деятельности начинала со знакомства с куклами (просила подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними), задавала вопросы детям (например, из какой сказки игрушки), и, предлагая кому-нибудь рассказать эту сказку, а остальным - дополнить товарища.
При изучении лексических тем, например, "Овощи", «Фрукты» активно использовала в своей работе интересный приём - обыгрывание стихотворений. С детьми мы рисовали овощи и фрукты и к ним прикрепляли полоски на степлер и получались у нас чудесные маски - шапочки. Эти маски можно использовать как в театрализованной деятельности (атрибуты для инсценировки), а так же обобщать и систематизировать знания по данной теме через дидактические или подвижные игры, демонстрационный материал.
Используя, маски-шапочки мы с детьми можем решать следующие задачи:
- возможность создавать образы фруктов и овощей с помощью выразительных средств (жесты, мимика);
- воспитываем дружеские взаимоотношения;
- способствуем созданию радостного эмоционального настроения;
- поддерживаем стремление участвовать в развлечениях.
Маски-шапочки используются детьми постоянно и после игры - дети убирают их в коробку, организуют с ними игры, общения, диалоги. Еще маски-шапочки нам понадобились для проведения «Праздника Осени», где дети перевоплощаются в овощи или фрукты.
Все знают, что сказки воспринимаются детьми разных возрастов по-разному. В пять лет ребенку уже мало слушать сказку или смотреть ее на экране - ему хочется быть непосредственным ее участником. Идею изготовления театра кружек я взяла из Интернета. Изготовить такой театр оказалось очень просто. Для этого мы взяли пластмассовые кружки одинакового размера, перевернули их вверх донышком и приклеили картинку персонажа, нарисованную или вырезанную из старых детских книг (сейчас продаются книги с наклейками, что упрощает работу). Таким образом, сделали всех героев для сказки. Театр кружек «Колобок» готов.
В своей работе я применяю такой методический прием как разучивание сценок маленькими фрагментами, что позволяет каждому попробовать себя во всех ролях. Затем спрашиваю: "Какой медведь больше понравился, Сашин или Вовин? Чем понравился?" Ответы ребят разные: "Сашин сердито рычал, как настоящий медведь, что я даже испугалась", "Вовин мишка рычал тихо, и мне совсем было не страшно, а весело". Этот прием способствует не только развитию связной речи детей, самостоятельности их мышления, но и развивает умение выражать свою точку зрения, аргументировать свой ответ. После того, как все роли детьми были "испробованы", я предлагаю каждому самостоятельно выбрать себе понравившийся персонаж, и начинаем играть сказку...
В работе со своими детьми я использую разнообразные кукольные театры (деревянный, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства - занятие трудоемкое, но увлекательное, поэтому считаю опыт своей работы доступным и возможным для применения педагогами в ДОУ и родителям для занятий со своим ребёнком дома.
Список литературы:
- Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. Л.: «Детская литература», 1998.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.
- Выготский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1983.
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.: АРКТИ, 2000.
- Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2004.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.