Формирование социокультурных норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к традиционной народной культуре

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Фаттахова Лилия Раисовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 272

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием народа. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств.

Социокультурное развитие ребенка по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов дошкольного образования. Одной из задач, на решение которой направлен стандарт, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества[1].

Социокультурная норма – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Моральные нормы как вид социальных регулирует нравственное поведение и взаимоотношения людей, служат основанием оценки их поступков.

С помощью социокультурных норм осуществляются все процессы так называемой социализации личности. Социокультурные нормы выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая и специфицируя поведение человека как поведение нормативно-социальное[2].

Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей, окружающих людей, тем самым осваивая социокультурные нормы.

Формирование социокультурных норм происходит в процессе социокультурного развития, который у ребенка дошкольного возраста определяется как процесс индивидуального развития в период первоначальной жизни человека и создание определенных условий для перехода его в более совершенное состояние, при котором посредством воспитания и обучения происходят количественные и качественные изменения, раскрываются способности, определяются особенности и возможности становления путем усвоения ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, через культурные средства, формы и методы.

Ребенок усваивает социокультурные нормы во взаимодействии с людьми, заинтересованными в его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений образования, культуры и др.), которые передают свои знания, опыт, помогают понять и принять социально-культурные особенности своего общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности, нормы, установки), адаптироваться в социально-культурной среде.

В процессе формирования социокультурных норм можно выделить:

  • познавательный компонент – знания и представления о культуре народа, социального окружения, норм и ценностей, принятых в окружающем человека обществе, о культурных ценностях России и других стран;
  • мотивационный компонент как интерес к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой, усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности;
  • коммуникативный компонент как умение общаться, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, навыки культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.

Одним из наиболее эффективных методов формирования социокультурных норм является проектная деятельность. Метод проектов представляет собой способ самостоятельности, самоорганизации и ответственности, это живой опыт коллективной творческой деятельности, через который проходит каждый педагог, родитель и ребенок.

Проект «Созвездие» является комплексным подходом к формированию социокультурных норм, т.к. объединяет познавательный, мотивационный и коммуникативный компоненты, участниками являются педагоги, родители и дети подготовительной группы. Ознакомление и формирование знаний и представлений о родном городе Уфа, микрорайоне Шакша, о себе, своей семье, социальном окружении, развитие позитивного отношения к родному краю, городу, его жителям, формирование нравственно-патриотических качеств личности дошкольников являются задачами данного проекта.

Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно у дошкольников сформировать представление свободно ориентироваться там, где они живут, где находится детский сад, школа, в которой они будут учиться, воспитать любовь к родному городу.

Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада. Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт. Ознакомление с такими социальными объектами как детские и юношеские центры развития для детей и подростков, спортивные и музыкальные школы, библиотеки микрорайона Шакша происходит на основе исследовательской деятельности, что предполагает как самостоятельную активность детей, так и практическое взаимодействие ребенка с родителями. Итогом является подготовка фотоотчета о каком либо из этих объектов, а также его защита. Данный метод способствует развитию навыков связной речи, предпосылок поисковой деятельности, расширению представления о разнообразии форм детской досуговой и образовательной деятельности в микрорайоне Шакша, социализации личности ребенка.

Важную роль в процессе формирования социокультурных норм играет формирование и развитие у воспитанников потребностей и положительных мотивов, связанных с этим качеством. Именно через игровую форму наиболее эффективно создать ситуацию, которая вызовет у воспитанников положительные эмоции и переживания, побудит их к активному участию в познавательной и практической деятельности. В процессе реализации проекта «Созвездие» были использованы различные игры:

  • сюжетно-ролевые: «Улицы города», «Спортивный комплекс», «Мы в театре», «Библиотека», «Семья», «В гостях у подруги/друга» и др.,
  • дидактические игры: «С какого дерева листок», «Одень куклу Айгуль и Булат», «Найди башкирскую одежду», «Я познаю Башкортостан» (кроссворд) и др.,
  • подвижные, народные игры: «Котята и щенята», «Кто сильнее», «Юрта», «Курай», «Палка-кидалка» (Сойош таяк), «Медный пень» (Бакыр букэн), «Ак тирек, кук тирэк» (Белый тополь, синий тополь) и др.
  • настольно-печатные игры: «Дружный хоровод», «Башкирское лото», «Составь сапожок», «Башкирская посуда», «Узнай элемент башкирского узора» и др.

Игры выполняют познавательную функцию – ребенок познает окружающий мир, правила поведения и взаимодействия с другими людьми, а также коммуникативную функцию – в игре ребенок вступает в общение с другими детьми, учится выражать свои мысли и понимать собеседника. Использованные игры имели направленность на формирование умению общаться, строить взаимоотношения со сверстниками, способствовали формированию навыкам культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.

Огромное значение в формировании социокультурных норм имеет также и коммуникативная деятельность. Это беседы, рассказы, чтение художественной литературы, словесные игры, загадки, пословицы и т.п., которые способствуют усвоению дошкольниками нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности. Так, в процессе реализации были проведены:

  • беседы и рассказы «С чего начинается Родина?», «Мой край Башкортостан»,  «Государственная символика Республики Башкортостан», «Мой микрорайон Шакша» и т.п.;
  • чтение художественной литературы: чтение произведений башкирских авторов: Откуда родом ты? (Фаузия Рахимгулова, перевод Ю.Андриянова), Уфимские липы (Назар Наджми, перевод Е.Николаевой), Агидель (Нажип Идельбай, перевод Г.Шафикова), Уфа (Г.Рамазанов, перевод В.Виноградова), Родному городу (Акрам Вали, перевод Р.Морана), Курай (Муса Гали, перевод Д.Даминова) и др.;
  • использованы жанры фольклора: чтение и театрализация народных сказок «Медведь и пчелы», «Петух - батыр», «Легенда о курае», «Батыры-близнецы», «Урал - батыр», «Девушка и месяц», «Абзалил» и др.; знакомство с пословицами, поговорками, песнями народов Республик Башкортостан и др.

Продуктивная деятельность такие как рисование («Город вечером», «Башкирский орнамент», «Кукла в национальном костюме», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и др.), аппликация, лепка («Герб города Уфа», «Шакша – мой микрорайон» и т.п.) способствовали закреплению знаний и представлений о родном крае, творческому развитию дошкольников.

Таким образом, в ходе реализации проекта «Созвездие» были созданы условия, обеспечивающие единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, что является необходимым для приобщения детей к основным социокультурным нормам. Основными формами работы были организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с воспитанниками, самостоятельная деятельность воспитанников, взаимодействие с родителями, и задействованы все образовательные области.

В результате были расширены представления детей о малой родине – микрорайоне Шакша, развит познавательный интерес  к окружающей действительности, сформирована связная речь, детьми был приобретен опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, сформированы способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, сформирована адекватная самооценка. Проект способствовал активизации родителей, обогащению опыта приемами практического взаимодействия с ребенком в семье.

 

Литература.

  1. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа-руководство. Уфа, БИРО. – 50с.
  2. Дидактические игры. «Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева. Уфа, 2005.
  3. Колбина А.В. Башкирская мозаика. Настольно-печатные игры. – 2-е изд., испр. и доп. – Уфа: Китап, 2006. – 268 с., ил.
  4. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003. – 76стр.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  6. Фольклор и литература Республики Башкортостан. Учебная хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Е.Н.Антипова, Т.В.Балукова, А.С.Камалетдинова и др. Под ред. Р.Х.Гасановой. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан», 2004. – 96 с.: ил.
  7. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. – Уфа: БИРО, 2004. – 70с.
  8. Художники и композиторы Башкортостана – детям. Учебное пособие и демонстрационный материал / Сост. З.А.Загитова, И.А.Кантемирова, В.Н.Краснова. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан», 2004. – 72 с.: ил.
  9. Этноэтикет в воспитании дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений / Башк.ин-т развития образов. – Уфа, 2002. – 43 с.

 

Интернет-ресурсы

  1. http://wanomoney.narod.ru/load/sociologija/sociokulturnaja_norma/opredelenie_regionalnykh_sociokulturnykh_norm_razvitija_rebenka_1_chast/9-1-0-6
  2. http://studme.org/34140/menedzhment/gruppovye_normy_povedenie_lidera#304
  3. http://wanomoney.narod.ru/load/sociologija/sociokulturnaja_norma/opredelenie_regionalnykh_sociokulturnykh_norm_razvitija_rebenka_1_chast/9-1-0-6
  4. http://studopedia.su/14_82022_sotsiokulturnie-normi.html
 

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

[2]http://wanomoney.narod.ru/load/sociologija/sociokulturnaja_norma/opredelenie_regionalnykh_sociokulturnykh_norm_razvitija_rebenka_1_chast/9-1-0-6

Опубликовано: 13.12.2016