В поисках чудо-яйца для динозаврика Дино

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Иванова Алина Аристарховна

Организация: МБДОУ № 125 «Дубок»

Населенный пункт: Чувашская республика, г. Чебоксары

Образовательная область: «Познание».

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская.

Тип непосредственно образовательной деятельности: интегрированная.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

  • Образовательные задачи: формировать представления о свойствах яйца, значении его в жизни человека. Продолжать учить детей целеполаганию, выдвижению гипотез, формулированию выводов.
  • Развивающие задачи: развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
  • Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность при проведении экспериментов, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься.

Словарная работа: объяснить детям понятия «одинокий», «зависшее яйцо», «тайная записка».

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей Катю С., Тимофея В. формулировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы.

Предшествующая работа: Разучивание физкультминутки, народных изречений о яйце, чтение рассказов и сказок о яйце, рассматривание иллюстраций и просмотр слайдов о динозаврах, отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: для каждого ребенка по 2 стакана с водой, чашка с солью, 1 поднос, миска для сырого и вареного яйца, ложка, ножик пластмассовый, яйцо сырое и вареное, фартуки; мультимедийное оборудование (экран, проектор), слайды с изображениями динозаврика и тропического леса с динозаврами, костюм Динозавра, цветные изображения животных и их гнезд, яйцо динозавра (папье-маше), коробка с заданиями, диск с музыкой, пластмассовые яйца «Лего», импровизированная летающая тарелка.

Литература:

  1. «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010. – 263 с.
  2. Рыжова Н. А. Наш дом – природа / Н. А. Рыжова. – Москва : Карапуз, 2005. – 192 с.
  3. Савенков А. И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» / А. И. Савенков. – Москва, 2007. – 186 с.

Методические приемы:

  • рассказ воспитателя о динозаврах;
  • использование мультимедиа;
  • вопросы к детям;
  • сюрпризные моменты: видеообращение динозавра, приход Динозавра,
  • коробка с подсказками и заданиями;
  • дидактическая игра «Найди гнездо»;
  • опытно-экспериментальная деятельность с яйцом;
  • рассказ о значении яйца;
  • художественное слово (загадки);
  • физкультурная минутка под музыкальное сопровождение.

Интеграция с образовательными областями: «Труд» (раздел «Развитие трудовой деятельности»), «Социализация» (раздел «Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»), «Коммуникация» (раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»), «Чтение художественной литературы» (раздел «Формирование интереса и потребности в чтении»).

Ход занятия:

(Дети с воспитателем заходят в зал и здороваются с гостями).

 Воспитатель: Ребята, предлагаю встать в круг, взяться за руки и улыбнуться друг другу. Скажите, какое у вас настроение?

Дети: Радостное, веселое.

Воспитатель: Я очень рада. Я думаю, что вы готовы к новым открытиям и познаниям. (Звучит музыка.) Встаньте, пожалуйста, поудобнее. Посмотрите на экран. (Дети подходят к мультимедийному экрану.) Кого вы там узнали?

Дети: Мы узнали динозавра.

Воспитатель: Все так думают? Может быть, есть другие предположения? (ответы детей). Мне кажется, он что-то хочет нам сказать. Предлагаю послушать его. (Звучит голос динозавра с экрана.)

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дино. Мне хочется поиграть с друзьями, но их у меня нет, я одинокий. Помогите мне, пожалуйста, найти друзей.»

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «одинокий»?

Дети: Он один, у него нет друзей, ему не с кем поиграть.

Воспитатель: Как вы думаете, легко ли быть одиноким? Почему? (ответы детей).

Наш Дино мечтает о друзьях. Я хочу ему помочь, но думаю, что мне одной не справиться. Может, вы мне поможете?

Дети: Мы тоже хотим помочь ему найти друзей.

Воспитатель: Это очень трудная задача. Поэтому Дино прислал нам в помощь эту волшебную коробку, в которой мы будем находить подсказки. Заглянем в нее. Сверху лежит записка-загадка. Послушайте внимательно: «Может разбиться, а может и свариться, а может и в динозаврика превратиться».

Дети: Яйцо.

Воспитатель: Как вы догадались? (ответы детей). Что, по-вашему, означает эта подсказка? Может, нам надо искать не самого динозавра, а что-­то другое? (предположения детей). Верно, нам нужно найти яйцо динозавра. Почему? (ответы детей).

С первой подсказкой мы справились. Что же еще есть в коробке?

(Достают из коробки корзинку с двумя яйцами).

Могут ли из них вылупиться маленькие динозаврики?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому, что это не яйца динозавра.

Воспитатель: У кого еще есть другие варианты ответов? Оказывается, из них никто не может вылупиться, даже цыплята, потому что для этого нужны особые условия: забота, тепло, определенное время.

Посмотрите на них внимательно и скажите, может, они чем-то отличаются?

Дети: Они одинаковые.

Воспитатель: Внешне они одинаковые, но внутри они совершенно разные. Скажу вам по секрету, одно из них сырое, а другое – вареное. Но как распознать их, не разбивая? (Высказывания детей).

Оказывается, есть очень простой способ, при котором не надо разбивать их. Надо раскрутить яйца: если оно крутится медленно – яйцо сырое, если крутится быстро – яйцо вареное. Предлагаю экспериментальным путем распознать, какое яйцо вареное, а какое сырое, согласны? А для этого нам нужно надеть фартуки и пройти в научную лабораторию.

(Дети надевают фартуки и садятся за столы).

Проводятся опыты.

  1. «Раскрути-ка».

Воспитатель: Какой же вывод сделаем из этого? (Выводы детей). А вам  интересно, какое яйцо внутри? Проделаем следующий опыт.

2. «Из чего состоит яйцо?» (У вареного яйца предлагается чистить скорлупу, разрезать пополам ножом и рассмотреть его содержимое).

Что вы можете сказать?

Выводы: яйцо состоит из скорлупы, белка и желтка.

Воспитатель: Мы ещё не всё узнали о яйце. Интересно, что произойдёт с яйцом, если положить его в воду? (Предположения детей).

3. «Тонет или не тонет яйцо в воде?»

Выводы: если опустить яйцо с водой, оно тонет. Почему?

(Высказывания детей).

Правильно, яйцо тяжелее воды.

Предлагаю проделать другой опыт. Во второй стакан с водой положим 3 ложки соли и хорошо перемешаем до полного растворения. Опускаем яйцо в соленую воду. Что произошло с яйцом?

Дети: Оно не утонуло.

Воспитатель: Как вы думаете, почему? (предположения детей). Теперь вы проверьте, может, ваше яйцо утонет?

(во время экспериментирования воспитатель спрашивает у детей:

–                  Что ты сейчас делаешь?

–                  Зачем ты это делаешь?

–                  Что ты предполагаешь получить?

–                  Что у тебя получилось?

–                  Какой вывод можно сделать из этого?

–                   Ты доволен результатом своего опыта?

4. «Опыт зависшее яйцо».

Выводы детей: в соленой воде яйцо не тонет, оно зависло в середине стакана. Что означает зависшее яйцо? (Ответы детей). Предлагаю зафиксировать вывод этого опыта на листках бумагах, которые лежат на ваших столах. Нарисуйте яйцо в стакане с обычной водой и соленой водой. (Дети выполняют задание). Как по-вашему, где хозяйки используют это свойство яйца? (Ответы детей). Правильно, при варке яиц хозяйки и наши мамы кладут в воду соль, чтобы они зависали в кастрюле и не тонули, и чтобы скорлупки не трескались.

 

Воспитатель: Вот как много мы сегодня узнали о яйце. Предлагаю снять фартуки и поиграть.

Физкультминутка «Динозавр отдыхает».

Вот динозаврик отдыхает

В дремучей древней чаще, Плечами грустно пожимает: «Нас больше нет на свете».

Он ищет друга справа, слева, В высоком небе и траве.

И вот пришел он очень смело За помощью к тебе, ко мне.

Воспитатель: Мы уже использовали 2 подсказки, а то, что искали, не нашли. В этой корзинке не оказалось яйца динозавра. Ребята, а кто еще вылупляется из яиц?

Дети: Цыплята, черепашки, змеи, крокодильчики, птенцы.

Воспитатель: Посмотрим в коробку, может еще там найдем подсказки (достает картинки) Что вы здесь видите?

Дети: Здесь нарисованы яйца, лежащие в разных местах – в песке, в гнезде, в траве, под кустиком.

Воспитатель: Почему же рядом с ними нет никого? Сейчас мы это исправим: заполним наши картинки. (Дети находят картинки животных к яйцам: курицы, крокодила, динозавра, птицы). Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Какое из этих яиц самое крупное?

Дети: Яйцо динозавра.

Воспитатель: Расскажите, какое оно?

Дети: Большое, овальное, белое с пятнышками.

Воспитатель: Мы использовали еще одну подсказку, но яйцо динозавра еще не нашли. Обратимся еще раз к нашей волшебной коробке. Здесь еще одна записка, но она не простая, а тайная. А как вы понимаете слово «тайное»? (Секретное, загадочное, с сюрпризом, содержит тайну).

Разрешите прочитать эту тайную записку: «Вам надо отыскать чудо-остров с необычными растениями из другого времени. Ведь динозавры жили на Земле когда-то очень давно».

А как же можно отправиться на этот чудо-остров?

Дети (предлагают разные варианты): на машине, самолете, корабле, летающей тарелке.

Воспитатель: Ой, ребята, как интересно на летающей тарелке. Мы еще ни разу не летали на ней. Предлагаю отправиться на чудо-остров на летающей тарелке. Займите, пожалуйста, места, закройте глаза и под веселую музыку отправимся в путь. Все готовы?!

(Дети встают на импровизированную летающую тарелку. Звучит музыка.)

Воспитатель: Вот мы и прилетели на чудо-остров. Можно открывать глаза. (На экране изображение тропического леса и динозавров).

Посмотрите, нас окружают деревья-великаны, очень высокая трава. Здесь точно водятся динозавры. Может быть, яйцо динозавра здесь поищем?

(Находят яйцо динозавра на зеленой поляне).

Воспитатель: А вот и нашли мы яйцо динозавра, которое искали.

(Появляется динозавр взрослый в костюме).

И Дино пришел к нам вовремя. Яна, отдай яйцо тому, кому оно по праву принадлежит. Когда-нибудь из него обязательно вылупится маленький динозаврик, друг для Дино.

Динозавр: Спасибо вам большое. Вы сделали хорошее дело – помогли найти мне друга. Теперь я не одинок. Я хочу вас отблагодарить. Возьмите от меня на память яйца-игрушки.

А расскажите мне, пожалуйста, что вы интересного и нового узнали о яйце?

Дети: Мы узнали, что яйцо состоит из скорлупы, желтка и белка. Научились отличать сырое и вареное яйцо, не разбивая его. Теперь мы знаем, что в соленой воде яйцо не тонет, а в обычной ляжет на дно.

Динозавр: А что вам еще понравилось? (Ответы детей).

Воспитатель: А еще мы узнали, что именно дружба помогает нам совершать настоящие чудеса!

Динозавр: Молодцы, ребята, но мне пора возвращаться в свой лес. До свидания, ребята. (Уходит).

Дети: До свидания, динозавр. Спасибо за игрушки.

Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад.

(Под музыку на летающей тарелке возвращаются обратно).

Воспитатель: Прилетели, откройте глаза. Мы в родном садике. Вокруг нас много обыкновенных и необыкновенных чудес, надо только научиться внимательно смотреть и задавать как можно больше вопросов. В следующий раз мы проделаем другие интересные опыты с яйцами. А теперь попрощаемся с гостями и вернемся в группу.

Опубликовано: 30.11.2016