Роль народных традиций в духовном развитии детей

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Сергиенко Светлана Викторовна

Организация: МБДОУ «Детский сад «Россияночка»

Населенный пункт: Белгородская область, п. Чернянка

Все мы живем в период кризиса – политического, социального, экономического, экологического, однако самый страшный кризис – нравственный. Поэтому воспитывать подрастающее поколение необходимо на основе народных традиций.

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это – живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. Всё то что, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.

Уникальная среда традиционной культуры испокон веков формировала, воспитывала, развивала всех тех, кто с ней тесно соприкасался. Будучи системой, содержащей и передающей в художественной форме информацию, касающуюся наиболее важных этапов жизни человека, традиция всегда способствовала и становлению его внутренней среды. Традиция рассматривается как сложная система знаков и символов, несущая в скрытой, зашифрованной, художественной форме информацию о мире, природе и человеке.

Наша большая территория расселения русского народа обусловила формирование множества традиций с ярко выраженной жанрово-стилевой спецификой. В них отражаются характерные черты русской нации в ее самых разнообразных проявлениях.    Наряду с общей восточнославянской основой каждая традиция сохраняет своеобразие материальной и духовной культуры, фонетического и словарного строя язык. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему традиционной празднично-обрядовой жизни. На основе этого крепла связь ребенка с родителями, с семьей.

Традиционную культуру необходимо возрождать, прежде всего, в семье. Так как клубок семейных проблем начинается именно с потери нравственных и духовных ценностей, с разрыва связи поколений, что характеризует состояние современной семьи как кризисное. Все это негативно отражается на социализации детей, ведет к реальному отходу от семьи.

Современные условия городской жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей (особенно городского ребенка) и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для всестороннего развития личности ребенка.

Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно исторического опыта человечества в процессе предметно практической деятельности.

Такой памятью выступают, прежде всего, духовные ценности, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство.

 К.Д.Ушинский писал “У каждого народа, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”.

В педагогической науке в настоящее время возникло особое направление– этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей.

Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх.

Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями.

Осмыслив народные традиции воспитания, великий педагог – гуманист включил их в свою педагогическую систему

Традиции, народная культура, этнопедагогика, являются связующей нитью между поколениями, между школой и жизнью.

Этнопедагогика является достижением гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.

Важнейшее в воспитании детей – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

Многие народные пословицы учат молодежь быть бережливыми, трудолюбивыми: “Хлеб натопчешь, – бог накажет, – земля проглотит”. В этой традиции проявляется чувство любви к своей земле, к ее плодам, результатам труда человека, - чувство, присущее каждому народу.

У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом. Например, пробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом.

Укрепление преемственности поколений происходит на вековых гуманистических традициях народа. А традиции – это все то, что унаследовано от предшественников (ценности, нормы, образцы поведения). В воспитании большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для воспитания детей

Традиции - это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее они. Это основополагающий принцип народного воспитания.

Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. Еще в ранних произведениях народного творчества были четко сформулированы представления народа о личности современного человека, развитие которой должно осуществляться мудрой триадой: “ум”, “доброта”, “трудолюбие”. Народный воспитатель все это делал и делает в процессе практической деятельности, поучая или показывая (“Делай как я”). Народное воспитание имеет свою основу в опыте и сложившихся традициях.

Народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима. Они нуждаются, как и наша земля, в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы убивали в себе человека, нравственную опору, творческие способности. Народные традиции, обычаи, социально-этической нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного функционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка есть условие его социального развития. Народные традиции представляют собой важнейший фактор, обеспечивающий организующее действие и индивидуализацию этнического общества. Народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий.

В народной традиции ведущее место занимает подготовка к труду и выбору жизненного пути.

Через игры с раннего детства, забавы старшие учат младших социальным отношениям, общению, добро творчеству, воспитывая и обучая одновременно.

Приобщение детей к данной проблеме может оказать серьезное воздействие на формирование нового общественного сознания, предотвратить нравственную и духовную деградацию, развить творческий потенциал личности и национальное самосознание.

Само общество должно осознать, что многовековая уникальная культура народов России, приобщение к ней подрастающего поколения может стать мощным стимулом общественного прогресса, надежным источником социально-экономического развития.

Так, следуя укладу жизни общества, его многовековым традициям, формируется личность растущего человека.

Значение народных традиций как важной части воспитания в современном мире общепризнанно. Целенаправленная деятельность многих международных организаций.   Возрождению и изучению народных традиций посвящена деятельность Международного совета организаторов фольклорных фестивалей. Одна из основных задач – сделать народное искусство средством всемирного понимания и общения. Поддерживая преемственность народной традиции, члены этой организации придают большое значение участию в фольклорных фестивалях детей.

В каждой стране история и опыт обращения к фольклору в общей системе воспитания связаны с историей и культурой своего народа. Фольклор и его традиции являются отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. Переломным в русской культуре является 17 век, это сказалось и на отношении к фольклору.

Народная педагогика и традиции на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании детей. Нравственная коллективная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывают национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических идей.

Народной культура и традиции в системе дошкольного и  школьного образования приведет нашу педагогику к более значительным успехам в деле эстетического и художественного воспитания детей, приобщению их к традиционному народному искусству; поможет привить каждому ребенку любовь к творчеству, к прошлому своего народа. Приобщение детей к народным традициям во всем своем многообразии требует выхода за пределы класса, за пределы типового иерархического отношения между учителями и учениками. Наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества, заключает в себе фольклорный праздник. Во время таких праздников важно привлечь к народной традиции всех участников, где все вовлечены в коллективное действие.

Традиционная народная культура складывалась тысячелетиями, бережно хранилась и наследовалась множеством поколений. Ее уникальность проявляется во всем: и в содержании, и в способах хранения, передачи, распространения. Она имеет глубочайшие исторические корни. В, следствии чего, необходимо возрождать и сохранять культурные традиции для подрастающего поколения.

 

Список литературы.

  1. Липский И.А. Социально-педагогические технологии духовно-нравственного воспитания // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2008. - №2. - С. 25.
  2. Генкин Д.М., Конович А.А.  Театрализованные праздники и представления.– М.-1985.
  3. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.– М.-1990.
Опубликовано: 23.11.2016