Формы работы по приобщению дошкольников к культурным практикам в рамках художественно- эстетического развития

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Романова Ольга Евгеньевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №7 «Улыбка»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балаково

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей

Анкетирование родителей выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности..

Основная цель педагогического коллектива ДОУ — развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Реализация цели осуществляется через решение задач:

  • организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
  • развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
  • приобщение к традициям родного края;
  • привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт родного края);
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • преемственность в работе с учреждениями культуры.

Основные задачи по каждому возрасту:

2 младшая группа:

  1. воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры;
  2. дать представление о жизни русского народа внутри семьи, через привлечение семейного опыта самого ребенка при условии участия родителей;
  3. создавать благоприятные условия для отражения имеющихся представлений детей в разнообразных видах детской деятельности (игровой, художественно -творческой, театральной, речевой);
  4. воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему миру, открытость в общении с детьми и взрослыми;
  5. воспитывать культуру поведения в быту, в детском саду, в музее.

Средняя группа:

  1. Продолжать воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.
  2. Развивать представления об особенностях русского народа, его общественной жизни.
  3. Развивать умения отражать полученные знания о русской культуре в
    специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-литературные
    импровизации, музей).
  4. Воспитывать индивидуальное эмоциональное отношение к произведениям искусства.
  5. Воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, в гостях, в
    музее.
  6. Развивать представления о разнообразии музыкальных народных жанров, фольклоре.

Старшая группа:

  1. Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
  2. Дать представления об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи.
  3. Познакомить с традиционными занятиями данного народа. Дать представление о религии и культуре данного народа.
  4. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
  5. Учить доброжелательно относиться к окружающим, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
  6. Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.

Формы организации деятельности:

  1. интеграция программного содержания занятий из данной системы работы в занятия познавательного, речевого, художественно- творческого цикла;
  2. совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);
  3. театрализованные представления на основе познавательного материала, усвоенного детьми;
  4. дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира, понимание слов, отражающих представления о русской культуре, возможность эмоционально реагировать на литературные и другие источники, пытаться частично их воспроизвести;
  5. подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу;
  6. настольно-печатные игры с историческим содержанием позволяют вывести ребенка на уровень символического замещения, что способствует дальнейшему развитию речевого мышления.

В группе создается развивающая среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:

  1. островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее),
  2. дидактические игры с культурно - историческим содержанием,
  3. оборудование для национальных подвижных игр,
  4. мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).
  5. аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).
  6. костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.

 

 

Опубликовано: 07.11.2016