Эффективность применения упражнений «Гимнастики мозга» в коррекционно- развивающей работе педагога-психолога со старшими дошкольниками в условиях детского сада комбинированного вида

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Полуаршинова Елена Андреевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №23»

Населенный пункт: Московская область, г. Королёв

МБДОУ «Детский сад №23» является единственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Королева для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На 2015-2016 учебный год в учреждении функционируют 6 специализированных групп и 3 общеразвивающие группы. Являясь сертифицированным специалистом в области образовательной кинезиологии, с 2015 года с детьми старших групп я провожу развивающие занятия по программе «Гимнастика мозга».

Основная цель – гармонизировать систему «интеллект-тело» и способствовать развитию межполушарного взаимодействия. Активизация системы «интеллект-тело» происходит с помощью простых интегрирующих движений, влияющих на определенные специфические аспекты сенсорного восприятия, облегчая интеграцию функций и координацию движений, задействующих среднюю линию тела.

Практические задачи следующие:

  • расширение поля видения, умения слушать и слышать, чувствовать свое тело;
  • умение найти путь к радостному, легкому и творческому учению;
  • улучшение работы памяти, концентрации внимания;
  • гармонизация работы левого и правого полушарий;
  • улучшение равновесия и координации.

За период с октября 2015 года по январь 2016 года курс прошли 38 дошкольников старших групп. Из них 15 детей – это дошкольники с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной степени выраженности. С целью отслеживания эффективности проводится два диагностических среза в начале и в конце курса. Был использован следующий диагностический инструментарий:

- методика «Шифровка» на определение уровня развития концентрации внимания,

- методика «Фигуры Денманна» на определение уровня развития зрительного восприятия,

- игра «Запрещенные слова» на выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».

По результатам первичного диагностического обследования, у 24% дошкольников выявлен низкий уровень развития внимания. 61% и 16% детей имеют средний и высокий уровень развития внимания соответственно.

У 76% обследуемых выявлена недостаточная сформированность целостного восприятия, отмечается хаотичность восприятия, преобладает копирование фигур справа налево, часты смещения фигур на листе (преимущественно вверх листа или вбок).

У 58% детей старших групп недостаточно сформирована произвольная саморегуляция.

Полученные данные наглядно показывают, что дети старшего дошкольного возраста в ДОО нуждаются в дополнительных развивающих занятиях с педагогом-психологом по повышению уровня развития произвольности и гармонизации системы «интеллект-тело».

В период с октября 2015 года по январь 2016 года с дошкольниками старших группу педагогом-психологом и сертифицированным тренером в области образовательной кинезиологии Полуаршиновой Е.А. был проведен курс развивающих занятий по программе «Гимнастика мозга». По окончании курса с дошкольниками было проведено итоговое диагностическое обследование результаты которого показали, уменьшение количества детей с низким уровнем развития внимания до 5%, улучшение зрительного и пространственного восприятия у 66% дошкольников, а также у всех обследуемых наблюдается повышение способности владеть своим телом и улучшения ориентации в схеме тела.

Таким образом, можно говорить о том, что развитие психических процессов через специальные двигательные упражнения при активном взаимодействии психолога, родителей и воспитателей способно дать положительную динамику в развитии ребенка и показать как немедленный, так и кумулякативный эффект. В дальнейшем планируется продолжить работу по внедрению основ образовательной кинезиологии в работу педагогов-психологов и воспитателей дошкольных образовательных организаций города.

 

 

Список литературы

  1. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга.- М.: Сфера, 1998.
  2. Леш М., Фердер Г. Кинезиология: от стресса к гармонии / Пер. с нем. Е. Игатьевой. – СПб.: Издательство Вернера Регена, 2009.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб, пособие / А.В. Семенович.- М.: Генезис, 2007.– 474 с.
  4. Ханнафорд К. Мудрое движение.- М.: Восхождение, 1998.

 

 

Опубликовано: 30.04.2016