Проект по формированию осознанного отношения детей к своему здоровью «Будь здоров!»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Коломиец Татьяна Адольфовна

Организация: МБДОУ «Брусничка»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий Автономный Округ, г. Губкинский

Пояснительная записка

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования еще и потому, что до сих пор не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.
  2. Более 50 % дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья.
  3. 15-20 % имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребенка к социализации.

В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. При этом отмечается, что проблема реабилитации и социализации, подготовки к самостоятельной жизни детей с ослабленным здоровьем требует особого внимания со стороны государства и общества.

Одной из важных задач, стоящих перед педагогом ДОУ является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. При этом очень важно поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своем организме. Главный путь - педагогическая стратегия - естественность и использование жизненных ситуаций. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим. Педагог должен точно знать, чему и когда будет учить ребенка, закреплять его знания, стимулировать интерес к дальнейшему познанию.

Назначение данного проекта - формирование обобщенных понятий о своем организме, воспитание уверенности в себе и готовности помочь окружающим.

 

Цели:

  1. дать детям знания о человеческом организме;
  2. сформировать потребность в здоровом образе жизни;
  3. развивать самосознание.

Задачи:

  1. учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм;
  2. формировать представления о строении своего тела;
  3. формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.

Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма
(повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости,
избирательности к внешним воздействиям); прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния; активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.

Проект рассчитан на 3 года с 4 до 7 лет (средний, старший дошкольный возраст). Связывающим звеном проекта на разных этапах дошкольного возраста является постепенное осознание себя, своих возможностей и способностей.

Проект выстроен по годам обучения. На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний, умений и навыков по 3 разделам: “тело”, “организм”, “здоровье”.

I раздел — «Тело» — предполагает решение следующих задач: помочь осознать себя как человека, как неповторимую личность, находить общее с другими людьми и понимать существенные отличия.

II раздел — «Организм» — дает представление о своем организме, его строении и назначении, приводит детей к пониманию того, что свой организм нужно беречь.

III раздел — «Здоровье» — учит детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знакомит с несложными приемами самооздоровления при помощи самомассажа.

Каждый раздел проекта предполагает решение определенных задач, чтобы помочь ребенку осознать значимость здорового образа жизни, воспитать потребность в сохранении своего здоровья. Педагогу необходимо помогать ребенку, направляя его на путь оздоровления.

Темы I раздела нацелены на привлечение внимания к человеку, на осознание себя человеком, на создание целостного представления о своем теле, гигиене своего тела.

Начать нужно с игр - занятий, построенных на ознакомлении детей с собственным телом. Показать ребенку, что части тела, являются его помощниками, для чего они нужны и что умеют делать.

Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они создают условия для накопления первичных представлений о себе, стимулируют интерес к дальнейшему познанию.

II раздел - “Организм” - помогает получить элементарные знания по анатомии и физиологии человека. Темы раздела познакомят со строением и назначением органов чувств, а также функционированием отдельных органов и систем организма.

Вначале целесообразно провести ознакомление с органами чувств. На примере экспериментирования, проведения опытов дети легче воспринимают этот материал. Они видят органы чувств, могут проверить их функцию.

Знакомство с внутренними органами требует образного и абстрактно-логического мышления, поэтому в разделе представлены не только занятия, но и дидактические игры, игровые упражнения, а также целый ряд опытов.

Темы III раздела “Здоровье” позволяют детям осознанно включиться в процесс самооздоровления и самовоспитания путем навыка практической деятельности.

У ребенка формируется активная позиция, направленная на саморазвитие.

Темы данного раздела помогают детям понять, что здоровье - это огромная ценность и относиться к нему надо разумно, с уважением и вниманием.

 

Результативный блок

Ожидаемые результаты

Первый год обучения (средний возраст)

Дети узнают:

  • части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина);
  • органы чувств (глаза, уши, нос, язык).

Умеют  объяснить:

  • зачем нужны органы чувств и части тела;
  • зачем нужен рот и зубы.

Самостоятельно смогут:

  • следить за чистотой своего тела;
  • выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.

 

Второй год обучения (старший возраст).

Дети узнают:

  • что каждый человек похож и не похож на других людей;
  • название органов чувств.

Устанавливают связи:

  • между органом чувств и выполняемой функцией;
  • между отношением к своему организму и возможными заболеваниями.

Умеют:

  • обслуживать себя;
  • пользоваться приемами самомассажа;
  • следить за осанкой.

 

Третий год обучения (подготовительный к школе возраст).

Дети узнают:

  • название некоторых внутренних органов (сердце, легкие, пищеварение);
  • некоторые особенности функционирования организма;
  • правила охраны органов чувств и ухода за ними.

Умеют:

  • самостоятельно содержать в чистоте свое тело;
  • владеть способом оказания элементарной помощи.

Осваивают:

  • гимнастику маленьких волшебников.

 

 

I раздел «Тело»

 

 

Тема

Форма проведения

Блок

Я  -  человек

 

Средняя группа

«Кто я?»

«Мальчик или девочка»

«Мое имя»

«Что я умею делать?»

«Кого не стало»

«Дружная семейка»

«Мои помощники»

«Чудесный мешочек»

«Кто как умывается»

«Что случилось с Грязнулей»

Беседа

Рисование

Д/и

Д/у

Д/и

Пальчиковая гимнастика

Занятие

Д/и

Урок Мойдодыра

Урок Неболейки

Старшая группа

«Какой я?»

«На кого я похож?»

 

«Чем отличаюсь от других»

«Из чего я сделан?»

«Что умеют мои помощники»

«Чем я хочу заниматься»

«Умею — не умею»

«Как не быть грязнулей

Заседание в зале «Волшебное

зеркальце»

Наблюдение с помощью

микроскопа

Конструирование

Беседа

Д/и

Урок Мойдодыра

Подготовительная группа

«Кем я хочу быть?»

«Люди инвалиды»

«Какими были первобытные люди»

«Что не так»

«Зачем моется человек»

«Мыльная сказка»

«Есть 5 помощников на службе у меня»

С/р игра

Беседа

Встреча с Знайкой

Разыгрывание ситуаций

Совместная разработка правил «Чистюль»

Развлечение

Занятие

 

Орган   дыхания

 

Подготовительная группа

«Дышите глубже»

«Как я дышу, когда играю»

«Насос», «Воздушный шарик»

 

«Дует ветер»

«Путешествие принца Кислорода»

Занятие

П/игры

Дыхательные упражнения

Этюд

Игра— путешествие

 

Рот  и  зубы

 

Средняя группа

«Что есть во рту»

 

«Вот какие наши зубки»

«История про Васю»

«Зубик - зазнайка»

«Про зубы»

«Да - нет»

Встреча с Доктором

Айболитом

Игра

Рассказ-коллаж

Чтение

Загадывание загадок

Д/и

Старшая группа

«Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»

«Для чего человеку и животным зубы»

«Как ухаживать за зубами»

«Чистка зубов»

«История зубной щетки»

Занятие

 

Рассказ Знайки

 

Составление рекомендаций

Практическое занятие

Оживлялка

 

Язык - орган вкуса

 

Подготовительная группа

«Про язык и нос»

«Зачем человеку язык»

«Определи на вкус»

«Органы чувств – наши

незаменимые помощники»

«Все помощники важны, все

помощники нужны, а кому какой нужнее»

Чтение

Рассказ Знайки

Опыты

Игра – развлечение

 

Викторина

 

Орган   осязания

 

Средняя группа

«Наши руки»

«Золотые ручки»

Пословицы

«Разноцветные крышки»

«Руки и ноги требуют ухода»

«Полезно - не полезно»

Занятие

Сказка – игра

Заучивание

Игра

Совет Доктора Айболита

Игра

Старшая группа

Руки, ноги, лапы – рабочие инструменты человека»

«Солнышко»

«Как беречь руки и ноги»

«Особенности осязания у животных»

Загадки

Беседа

 

Встреча с Знайкой

Оздоровительный этюд

Совет Неболейки

Занятие

Составление загадок

Подготовительная группа

«Зачем человеку кожа»

«Дождик»

«Как помочь бедной коже»

«Можно-нельзя»

 «Что можно почувствовать кожей»

«Уход за кожей»

«Первая помощь»

Занятие

Оздоровительный этюд

Советы Неболейки

Игра

Опыты

Составление рекомендаций

Практическое занятие

 

Сердце и кровообращение

 

Средняя группа

«Доброе сердце»

«Кого я люблю»

«Вечный двигатель»

«Послушаем свое сердце»

Рассказ воспитателя

Рисование

Встреча с Знайкой

Тренинг

Старшая группа

«Сердце – не медовый пряник»

Пословицы и поговорки

«Назови героя с добрым сердцем»

«Больница»

Беседа

Заучивние

Викторина

С/р игра

 

 

II раздел   «Организм»

 

 

Тема

Форма проведения

Блок

Орган зрения

 

Средняя группа

«Нарисуй что видишь»

«Чего не стало»

«Что в зеркальце твоем»

 

«Для чего человеку глаза?»

«Пора вставать»

 

«Жмурки»

 

Рисование

Д/и

Заседание в зале «Волшебное зеркальце»

Встреча с Знайкой

Оздоровительная гимнастика

П/и

Старшая группа

«Какие у нас глаза?»

 

«Как видят мир животные?»

Сказка «Теремок»

«Что мы видели, не скажем»

«Светло- темно»

 

«Чьи глаза тебе помогут»

«Вижу я, видишь ты»

«Развивай глазомер»

Заседание в зале «Волшебное зеркальце»

Встреча с Знайкой

Драматизация

Д/и

Опыт на определение реакции зрачка

Д/у

Д/у

Индивидуальная работа

Подготовительная группа

«Мои глаза - фотоаппарат»

«Роль зрения в жизни человека»

Поговорка о глазах

«Что для глаз полезно, что не полезно»

«Как сохранить хорошее зрение»

 

«Первая помощь при травме глаз»

«Про очки»

Работа со схемой

Встреча с Знайкой

 

Заучивание

Советы Неболейки

 

Составить рекомендации по охране зрения

 

Практическая деятельность

Занятие

 

Орган слуха

 

Средняя группа

«Откуда приходят звуки»

«Узнай по голосу»

«Определи по звуку»

«Как слушать, чтобы слышать»

«Что опасно для ушей»

«Здравствуй, тетя Катерина!»

«Сова»

«Слушай хлопки»

«Чтобы уши не болели»

Занятие

Д/и

Д/и

Тренинг

Советы Неболейки

Инсценировка-диалог

П/и

Д/и

Советы Неболейки

Старшая группа

Страна  Ушария»

«У кого какие уши»

«Для чего нужны уши»

«Мир музыки и звуков»

 

«Тихо - громко»

«Скороговорки»

«Слух - большая ценность для человека»

«Испорченный телефон»

«Сколько»

«Угадай, что я сказал»

«Опасно – неопасно»

Игра - путешествие с Знайкой

Занятие

Музыкально-дидактическая игра

Д/у

Заучивание

Опыты

 

Игра

П/игра

Тренировка слуха

Советы Неболейки

Подготовительная группа

«Орган слуха»

«Развитие слуха у животных и человека»

«Хвастушки»

«Доктор, доктор, как нам быть»

 

«Не пропусти свой звук»

«Ушки на макушке»

«Нарисуем картинку»

«Гигиена органов  Слуха»

«Береги уши»

Работа по схеме

Встреча с Знайкой

 

Психогимнастика

Инсценировка

стихотворения

Обучение грамоте

Опыты

Графический диктант

Советы Мойдодыра

Составление рекомендаций правил профилактики органов

слуха

 

Орган   обоняния

 

Средняя группа

«Чей нос лучше»

«У кого какие носы»

«Для чего нужен нос»

«Что чует нос»

«Угадай, что в коробочке»

Чтение

Рассказ Знайки

Занятие

Опыты

Д/и

Старшая группа

«Про нос и язык»

«Нос - наш защитник»

«Как мы чувствуем запахи»

«Нарисуйте запах»

«Что мы делаем носом»

Чтение

Беседа

Экспериментирование

Рисование

Рассказ Знайки

Подготовительная группа

«Знакомство с работой сердца»

«Путешествие по волшебным рекам»

«Как  беречь свое сердце»

Рассказ Знайки

Игра-путешествие

 

Составление рекомендаций

 

Пищеварение

 

Средняя группа

«Зачем нужен рот»

«Кто есть кто»

«Определи на вкус»

«Отгадай-ка»

Занятие

Рассказ Знайки

П/и

Игра

Старшая группа

«Зачем люди питаются?»

«Как мы едим?»

«Полезная и вредная пища»

«Определи на вкус»

«Прежде, чем за стол сесть, я подумаю, что съесть»

Беседа

Занятие

Советы Знайки

 

Рисование

 

Подготовительная группа

«Питание – необходимое условие для жизни человека»

«Продолжи сказку»

 

«Про девочку, которая плохо кушает»

«Витамины»

«Советы Доктора Пища»

 

Встреча с Знайкой

 

Составление сказки о правильном питании

Чтение

Инсценировка

Составление рекомендаций

 

Позвоночник

 

Средняя группа

«Ты не верблюд»

«Маленькие старички»

«Береги позвоночник»

«Маленький спортсмен»

«Хождение по камушкам»

Занятие

Тренинг

Советы Неболейки

Рисование

Оздоровительные упражнения

Старшая группа

«Стройным будь на радость всем»

«Что ты знаешь о спорте»

«Осанка – красивая спина»

«Горбуны и оловянные солдатики»

Заучивание

 

Викторина

Встреча с Знайкой

Игроимитация

 

Подготовительная группа

«Скелет и мышцы»

«Я позвоночник сберегу, я от болезней убегу»

«Правильная осанка»

Занятие

Практическое занятие

Составление схем - правил

 

III раздел «Здоровье»

 

 

Тема

Форма проведения

Блок

Я  -  человек

 

Средняя группа

«Уход за руками и ногами»

«Тренируй свои руки и ноги»

«Пальчиковая гимнастика»

«Что полезно детям»

«Как надо умываться»

«Гимнастика животных»

 

«Опасно – не опасно»»

«В гости к тете Зубной Щетке»

«Гимнастика для глаз»

«Гимнастика бодрости»

«Простуда»

«Гора» «Деревце»

 

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

«Народные игры»

 

«День здоровья»

 

Советы Здоровейки

Соревнование

Самомассаж

Д/и

Практикум

Оздоровительные упражнения

Д/у

Практическое занятие

Оздоровительное упражнение

Самомассаж

Самомассаж Уманской

Упражнения для осанки

Закаливание

 

Практические занятия со Здоровейкой

Развлечение

Старшая группа

«Сохрани свое здоровье»

«Безопасная жизнь»

«Волшебные пальчики»

«Гимнастика бодрости»

«Поймай воздух»

 

«Чистота природы»

«Чистые растения – чистый воздух»

«Основы дыхательной гимнастики»

«За здоровьем в зимний лес»

«Гимнастика маленьких волшебников»

Клуб «Здоровых удовольствий»

 

 

 

 

«Если ты заболел»

«Секреты здоровья»

«Плоскостопие»

 

 

«Народные игры»

Занятие

Советы Здоровейки

Самомассаж

Оздоровительное упражнение

Оздоровительное упражнение для глаз

Беседа с Знайкой

Трудовой десант

Практическое занятие

Экскурсия

Самомассаж

Заседание в залах:

«запахотерапия»

«целебные звуки»

«целебные действия света»

«полезная еда»

 

Игра

Занятие

Рекомендации для родителей

Практическая деятельность

 

Подготовительная группа

«Кто тебе помогает быть здоровым»

«Здоровье - болезнь»

«Уходи, простуда»

«Как развивать обонятельную память»

«Безопасное дыхание»

«Здоровое сердце»

«Болезни рук»

«Прямая спина»

 

 

 

«Витамины укрепляют организм»

«Приготовление витаминных салатов»

«Зеленая аптека»

 

«Спорт – это здоровье»

«Гимнастика маленьких волшебников»

На прогулке, во время утренней гимнастики, физ. занятий обращать внимание на ловкость, силу, осанку.

«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

 

Встреча с Знайкой

 

Д/и

Советы Неболейки

Тренинг

 

Составление рекомендаций Рассказ доктора Айболита

Беседа с врачом

Оздоровительные упражнения для коррекции осанки

Занятие

Практикум

 

Драматизация сказки «Колобок»

Соревнование

Самомассаж

 

 

 

 

Неделя здоровья

 

 

 

 

Опубликовано: 03.11.2016