Педагогический проект «Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ с семьей в вопросах здоровьесбережения»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Вишнякова Светлана Викторовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 42 "Солнышко" общеразвивающего вида.

Населенный пункт: Московская область, п. Свердловский

Постановка проблемы.

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». И, действительно, самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации; чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения. Этому искусству, мы думаем, и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного.

Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья. Только в дошкольном возрасте происходит выработка правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. На этом этапе важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни и психологического комфорта. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания его в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому и психическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему.

 

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего и укрепляющего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

 

Цель проекта:

Основной целью проекта является повышение компетентности родителей в области физического и психического развития ребенка, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

 

Задачи проекта:

  • Проанализировать знания и умения родителей и педагогов по физическому воспитанию и психическому развитию детей созданию условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
  • Повысить профессиональную компетентность родителей и педагогов по организации физкультурно-оздоровительной и психолого-просветительской работы с детьми с использованием различных здоровьесберегающих технологий.
  • Стимулирование творческой деятельности родителей и педагогов к физкультурно-оздоровительной работе.

 

Стратегия достижения поставленных целей и задач

Реализация поставленных задач будет проходить в три этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

1 этап – анкетирование родителей по вопросам физической активности в семье, и педагогов по физкультурно-оздоровительной работе с детьми, диагностика физического развития (быстроты, ловкости, выносливости и т. д.) и эмоционально-личностного развития (методика «Часики»). (Приложение № 1, 2, 3), подбор методической литературы.

 

2 этап - реализационный.

 

Форма работы

Наименование мероприятия

ответственные

Сроки проведения

1. Выступление на родительском собрании.

 

 

 

2. Анкетирование родителей.

3. Анкетирование педагогов.

 

 

 

4. Диагностика детей.

Ознакомить родителей с планом работы годового проекта «Ступеньки здоровья»

 

 

Физкультурно-оздоровительная активность внутри семьи

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

 

 

 

Психофизические качества детей 5-го года жизни

Заведующая,

Шилова Т. И.

Инструктор по ф/к Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.,

 

Инструктор по ф/к Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

 

Инструктор по ф/к Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

2-я неделя сентября

 

 

 

 

2-я неделя сентября

3-я неделя сентября

 

 

 

4-я неделя сентября

1. Занятие с родителями

 

 

2. Деловая игра

3. Конкурс «Лучший уголок здоровья»

«Прогулка в осенний лес»

 

Значение и использования здоровье-сберегающих технологий в ДОУ

 

Инструктор по ф/к Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

 

Инструктор по ф/к Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

 

3-я неделя октября

 

4-я неделя октября

 

1. Занятие с родителями

 

2. Рефлексивно-ролевая игра

 

 

«Веселый петрушка»

 

 «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?»

Оформление передвижного стенда «Ступеньки здоровья»

 

Инструктор по ф/к Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

Зам. зав по ВМР Кербникова О. А.

Инструктор по ф/к Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

 

2-я неделя ноября

 

 

4-я неделя ноября

 

 

1. Тренинговое занятие с родителям.

2. Выступление на родительском собрании

 

3. Анкетирование педагогов.

«Новый год»

 

 

 

Блиц опрос родителей на тему: «Здоровый образ жизни, что это?».

 

 

 

физического воспитания детей.

Инструктор по ф/к Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

 

Инструктор по ф/к Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В

2-я неделя декабря

 

3-я неделя декабря.

 

3-я неделя декабря.

1. Открытое интегрированное занятие

 

 

«Зимние забавы» с родителями и детьми среднего дошкольного возраста.

 

 

Инструктор по ф/к

 Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

 

4-я неделя января.

 

1. Мастер-класс для родителей и детей

 

2. Семинар-практикум для педагогов

«Игры с мячом»

 

 

«Ребенок и его здоровье»

Инструктор по ф/к

 Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

Инструктор по ф/к

 Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

3-я неделя февраля

 

4-я неделя февраля

 

1. Детско-родительское занятие.

 

2. Конкурсы-смотры

 

 

 

«Мамин день»

 

 

 

 1. «Нестандартное спортивное оборудование»,

2. «Лучший физкультурный уголок»

Инструктор по ф/к

 Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

 

Инструктор по ф/к

 Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

2-я неделя марта

 

2-я неделя марта

 

1. Родительское собрание

 

2. Физкультурно-психологический досуг с родителями.

 

Итоговое анкетирование педагогов и родителей, диагностика детей. (обработка результатов)

 

«Путешествие в страну Здоровья»

 

 

 

Инструктор по ф/к

 Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

Инструктор по ф/к

 Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

 

1-я неделя апрель

 

 

3-я неделя апреля

 

 

1. Подведение итогов о проделанной работе за прошедший год.

 

 

 

 

2. Педсовет с использованием интерактивных форм работы

 

 

 

 

 

 

3. Пятиминутка для родителей.

 

Проведение оздоровительного часа в средних группах;

Занятия по валеологии в средней группе на тему: «Вот мы какие»

 

 

- Вступительное слово «Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ»

- Что такое Здоровье?

- Анализ заболеваемости за прошедший год.

- Нормативно-правовые документы, регламентирующие задачу сохранения и укрепления здоровья;

- Отчеты воспитателей об оздоровительной работе, проводимой в каждой возрастной группе;

 

Ознакомить родителей с результатами проделанной работы за прошедший учебный год.

 

Инструктор по ф/к

 Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

 

Заведующая, Шилова Т. И.

Инструктор по ф/к

 Антошкина Е. В.,

 

Медсестра Спирякова Е. А.

Зам. зав. по ВМР Кербникова О. А.

 

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

 

Инструктор по ф/к

 Антошкина Е. В.,

Педагог-психолог

Вишнякова С. В.

 

 

1–я неделя мая

 

 

 

 

 

 

 

 

2-я неделя мая

 

 

 

 

4-я неделя мая.

 

3 этап итоговое анкетирование родителей и педагогов по вопросам физкультурно-оздоровительной работы, контрольное тестирование детей, сравнительный анализ, выводы.

 

Ожидаемые результаты.

Осознание родителями и педагогами понятия «Здоровье».

Повышение уровня компетенции родителей по организации физкультурно-оздоровительной активности в семье. Постоянное использование педагогами в работе с детьми здоровье-сберегающих технологий. Пополнение физкультурных уголков нетрадиционным оборудованием. Полноценное развитие психических процессов у детей 5-го года жизни.

 

 

Используемая литература:

 

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина — Учебное пособие «Безопасность» — С. –Петербург, «Детство-Пресс», 2004 г.

И.М.Бушнева, И.М.Якунина, Е.А.мартынова и др. «Педагогические советы» — Волгоград, «Учитель», 2010 г.;

Н.Е.Веракса, М.А.Васильева, Т.С. Комарова Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» — Москва «Мозаика – синтез», 2011 г.;

М.С.Горбатова «Оздоровительная работа в ДОУ (нормативно- правовые документы, рекомендации) – Волгоград, «Учитель», 2010 г.;

В.Н.Зимонина Программа Воспитание ребенка – дошкольника «Росинка», модуль «Расту здоровым» — Москва, «Владос», 2003 г.;

А.И.Колобанова, В.А.Лисинв и др. «Педагогические советы: профессиональное партнерство» — Волгоград, «Учитель», 2012 г.;

Н.И.Крылова «Здоровьесберегающее пространство ДОУ» — Волгоград, «Учитель», 2009 г.;

М.М.Орлова, О.П. Акузина, М.В. Лысогорская и др. Программа «ОЗОЖ» — Саратов, «Научная книга», 2000г.;

М.А, Павлова, М..В. Лысогорская «Здоровьесберегающая система ДОУ» — Волгоград, 2009 г.;

Журнал «Справочник старшего воспитателя» — № 1,2,3/11г.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

 

 

 

Анкета

Уважаемый воспитатель!

Предлагаем вам суждения, касающиеся организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой с детьми в условиях ДОУ. Ваше согласие с суждениями отразите в графе «регулярно», «часто», «редко», соответствующей вашей профессиональной компетенции.

Ф.И.О. воспитателя _____________________________________________________

п/п

Суждение

регулярно

часто

редко

1.

Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса

 

 

 

2.

Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазанием на прогулке

 

 

 

3.

Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки

 

 

 

4.

Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка

 

 

 

5.

Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни

 

 

 

6.

Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультминуток, занятий.

 

 

 

7.

Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей

 

 

 

8.

Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы:

- подвижные игры на свежем воздухе;

- гимнастику после сна;

- гимнастику для глаз по профилактике усталости;

- прогулки;

- индивидуальную работу по физическому воспитанию;

- физминутки на занятиях.

 

 

 

9.

Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через:

- информационные стенды;

- устные сообщения (индивидуальные беседы);

- родительские собрания

 

 

 

 

Благодарим за помощь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНКЕТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Назовите задачи образовательной области «Физическая культура» ________________________________________________________________

2. С какими образовательными областями интегрируется образовательная

область «Физическая культура» _______________________________________

__________________________________________________________________

3. Какие знания получают дети в процессе физического воспитания_________________________________________________________

Чем руководствуется воспитатель при отборе упражнений для любой

возрастной группы __________________________________________________

С какого возраста используются упражнения в соревновательной форме и почему? _________________________________________________________

Чем отличается распоряжение от команды? _________________________________________________________________

Что такое корригирующие упражнения? _________________________________________________________________

Какие физические качества необходимо формировать в процессе обучения движениями? ____________________________________________________

С какой целью используются зрительные ориентиры, как приём обучения? ________________________________________________________________

Почему надо называть разученное детьми упражнение? ________________________________________________________________

В каких группах преимущественно используется имитация как прием обучения физическим упражнениям и почему? ________________________________________________________________

В каких ситуациях используется помощь воспитателя как прием обучения? _________________________________________________________________

Каково назначение наглядных методов обучения? _________________________________________________________________

Какова роль воспитателя в ситуациях, когда упражнение показывает ребенок? _________________________________________________________

_________________________________________________________________

Почему команда, как прием, не имеет эффекта в младшей группе? ________________________________________________________________

Почему нужно менять характер показа, если он используется многократно при разучивании упражнений? _____________________________________

Благодарим за помощь!

Опубликовано: 30.10.2016