Педагогический проект «Интегрированное взаимодействие специалистов ДОУ с семьей в вопросах здоровьесбережения»
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Вишнякова Светлана Викторовна
Организация: МБДОУ Детский сад № 42 "Солнышко" общеразвивающего вида.
Населенный пункт: Московская область, п. Свердловский
Постановка проблемы.
По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». И, действительно, самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации; чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения. Этому искусству, мы думаем, и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного.
Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья. Только в дошкольном возрасте происходит выработка правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. На этом этапе важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни и психологического комфорта. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания его в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому и психическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего и укрепляющего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Цель проекта:
Основной целью проекта является повышение компетентности родителей в области физического и психического развития ребенка, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Задачи проекта:
- Проанализировать знания и умения родителей и педагогов по физическому воспитанию и психическому развитию детей созданию условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
- Повысить профессиональную компетентность родителей и педагогов по организации физкультурно-оздоровительной и психолого-просветительской работы с детьми с использованием различных здоровьесберегающих технологий.
- Стимулирование творческой деятельности родителей и педагогов к физкультурно-оздоровительной работе.
Стратегия достижения поставленных целей и задач
Реализация поставленных задач будет проходить в три этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
1 этап – анкетирование родителей по вопросам физической активности в семье, и педагогов по физкультурно-оздоровительной работе с детьми, диагностика физического развития (быстроты, ловкости, выносливости и т. д.) и эмоционально-личностного развития (методика «Часики»). (Приложение № 1, 2, 3), подбор методической литературы.
2 этап - реализационный.
Форма работы |
Наименование мероприятия |
ответственные |
Сроки проведения |
1. Выступление на родительском собрании.
2. Анкетирование родителей. 3. Анкетирование педагогов.
4. Диагностика детей. |
Ознакомить родителей с планом работы годового проекта «Ступеньки здоровья»
Физкультурно-оздоровительная активность внутри семьи Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Психофизические качества детей 5-го года жизни |
Заведующая, Шилова Т. И. Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В.,
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В.
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В. |
2-я неделя сентября
2-я неделя сентября 3-я неделя сентября
4-я неделя сентября |
1. Занятие с родителями
2. Деловая игра 3. Конкурс «Лучший уголок здоровья» |
«Прогулка в осенний лес»
Значение и использования здоровье-сберегающих технологий в ДОУ
|
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В.
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В.
|
3-я неделя октября
4-я неделя октября
|
1. Занятие с родителями
2. Рефлексивно-ролевая игра
|
«Веселый петрушка»
«Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?» Оформление передвижного стенда «Ступеньки здоровья»
|
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В. Зам. зав по ВМР Кербникова О. А. Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В.
|
2-я неделя ноября
4-я неделя ноября
|
1. Тренинговое занятие с родителям. 2. Выступление на родительском собрании
3. Анкетирование педагогов. |
«Новый год»
Блиц опрос родителей на тему: «Здоровый образ жизни, что это?».
физического воспитания детей. |
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В.
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В |
2-я неделя декабря
3-я неделя декабря.
3-я неделя декабря. |
1. Открытое интегрированное занятие
|
«Зимние забавы» с родителями и детьми среднего дошкольного возраста.
|
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В.
|
4-я неделя января.
|
1. Мастер-класс для родителей и детей
2. Семинар-практикум для педагогов |
«Игры с мячом»
«Ребенок и его здоровье» |
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В. Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В. |
3-я неделя февраля
4-я неделя февраля
|
1. Детско-родительское занятие.
2. Конкурсы-смотры
|
«Мамин день»
1. «Нестандартное спортивное оборудование», 2. «Лучший физкультурный уголок» |
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В.
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В. |
2-я неделя марта
2-я неделя марта
|
1. Родительское собрание
2. Физкультурно-психологический досуг с родителями.
|
Итоговое анкетирование педагогов и родителей, диагностика детей. (обработка результатов)
«Путешествие в страну Здоровья»
|
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В. Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В.
|
1-я неделя апрель
3-я неделя апреля
|
1. Подведение итогов о проделанной работе за прошедший год.
2. Педсовет с использованием интерактивных форм работы
3. Пятиминутка для родителей.
|
Проведение оздоровительного часа в средних группах; Занятия по валеологии в средней группе на тему: «Вот мы какие»
- Вступительное слово «Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ» - Что такое Здоровье? - Анализ заболеваемости за прошедший год. - Нормативно-правовые документы, регламентирующие задачу сохранения и укрепления здоровья; - Отчеты воспитателей об оздоровительной работе, проводимой в каждой возрастной группе;
Ознакомить родителей с результатами проделанной работы за прошедший учебный год.
|
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В.
Заведующая, Шилова Т. И. Инструктор по ф/к Антошкина Е. В.,
Медсестра Спирякова Е. А. Зам. зав. по ВМР Кербникова О. А.
Педагог-психолог Вишнякова С. В.
Инструктор по ф/к Антошкина Е. В., Педагог-психолог Вишнякова С. В.
|
1–я неделя мая
2-я неделя мая
4-я неделя мая. |
3 этап – итоговое анкетирование родителей и педагогов по вопросам физкультурно-оздоровительной работы, контрольное тестирование детей, сравнительный анализ, выводы.
Ожидаемые результаты.
Осознание родителями и педагогами понятия «Здоровье».
Повышение уровня компетенции родителей по организации физкультурно-оздоровительной активности в семье. Постоянное использование педагогами в работе с детьми здоровье-сберегающих технологий. Пополнение физкультурных уголков нетрадиционным оборудованием. Полноценное развитие психических процессов у детей 5-го года жизни.
Используемая литература:
Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина — Учебное пособие «Безопасность» — С. –Петербург, «Детство-Пресс», 2004 г.
И.М.Бушнева, И.М.Якунина, Е.А.мартынова и др. «Педагогические советы» — Волгоград, «Учитель», 2010 г.;
Н.Е.Веракса, М.А.Васильева, Т.С. Комарова Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» — Москва «Мозаика – синтез», 2011 г.;
М.С.Горбатова «Оздоровительная работа в ДОУ (нормативно- правовые документы, рекомендации) – Волгоград, «Учитель», 2010 г.;
В.Н.Зимонина Программа Воспитание ребенка – дошкольника «Росинка», модуль «Расту здоровым» — Москва, «Владос», 2003 г.;
А.И.Колобанова, В.А.Лисинв и др. «Педагогические советы: профессиональное партнерство» — Волгоград, «Учитель», 2012 г.;
Н.И.Крылова «Здоровьесберегающее пространство ДОУ» — Волгоград, «Учитель», 2009 г.;
М.М.Орлова, О.П. Акузина, М.В. Лысогорская и др. Программа «ОЗОЖ» — Саратов, «Научная книга», 2000г.;
М.А, Павлова, М..В. Лысогорская «Здоровьесберегающая система ДОУ» — Волгоград, 2009 г.;
Журнал «Справочник старшего воспитателя» — № 1,2,3/11г.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
Анкета
Уважаемый воспитатель!
Предлагаем вам суждения, касающиеся организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой с детьми в условиях ДОУ. Ваше согласие с суждениями отразите в графе «регулярно», «часто», «редко», соответствующей вашей профессиональной компетенции.
Ф.И.О. воспитателя _____________________________________________________
№ п/п |
Суждение |
регулярно |
часто |
редко |
1. |
Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса |
|
|
|
2. |
Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазанием на прогулке |
|
|
|
3. |
Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки |
|
|
|
4. |
Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка |
|
|
|
5. |
Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни |
|
|
|
6. |
Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультминуток, занятий. |
|
|
|
7. |
Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей |
|
|
|
8. |
Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы: - подвижные игры на свежем воздухе; - гимнастику после сна; - гимнастику для глаз по профилактике усталости; - прогулки; - индивидуальную работу по физическому воспитанию; - физминутки на занятиях. |
|
|
|
9. |
Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через: - информационные стенды; - устные сообщения (индивидуальные беседы); - родительские собрания |
|
|
|
Благодарим за помощь!
АНКЕТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Назовите задачи образовательной области «Физическая культура» ________________________________________________________________
2. С какими образовательными областями интегрируется образовательная
область «Физическая культура» _______________________________________
__________________________________________________________________
3. Какие знания получают дети в процессе физического воспитания_________________________________________________________
Чем руководствуется воспитатель при отборе упражнений для любой
возрастной группы __________________________________________________
С какого возраста используются упражнения в соревновательной форме и почему? _________________________________________________________
Чем отличается распоряжение от команды? _________________________________________________________________
Что такое корригирующие упражнения? _________________________________________________________________
Какие физические качества необходимо формировать в процессе обучения движениями? ____________________________________________________
С какой целью используются зрительные ориентиры, как приём обучения? ________________________________________________________________
Почему надо называть разученное детьми упражнение? ________________________________________________________________
В каких группах преимущественно используется имитация как прием обучения физическим упражнениям и почему? ________________________________________________________________
В каких ситуациях используется помощь воспитателя как прием обучения? _________________________________________________________________
Каково назначение наглядных методов обучения? _________________________________________________________________
Какова роль воспитателя в ситуациях, когда упражнение показывает ребенок? _________________________________________________________
_________________________________________________________________
Почему команда, как прием, не имеет эффекта в младшей группе? ________________________________________________________________
Почему нужно менять характер показа, если он используется многократно при разучивании упражнений? _____________________________________
Благодарим за помощь!