Организация занятий по физической культуре с детьми младшего дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Захарова Ирина Викторовна

Организация: ГБДОУ детский сад №41

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург

Основными задачами образовательной области « Физическое развитие» являются:

- Сохранение  и укрепление физического и психического здоровья детей.

- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и    координации)

- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение ОВД)

- Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенстве.

Для решения задач в учебном году проводятся: утренняя гимнастика, 2 физкультурных занятия в помещении, 1 занятие на улице (в неделю) 1 физкультурный досуг в месяц. Индивидуальная работа с детьми строится на основе результатов мониторинга.

Формы организации двигательной деятельности.

1. НОД по физкультуре – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Значение НОД заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенство организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту.

Оздоровительные задачи.

- Охрана жизни и  укрепление здоровья ребенка.

- Гармоничное психосоматическое развитие, совершенствование функций  организма.

- Повышение (через закаливание) защитных сил и устойчивости к различным заболеваниям, увеличению работоспособности ребенка.

Образовательные задачи.

- Формирование двигательных умений и навыков.

- Развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость,  ловкость).

- Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

- Обучение  элементарным знаниям  и терминам из области физкультуры и спорта. Приобщение к большому спорту, закрепление знаний  об окружающем мире, развитие памяти, мышления, воображения, расширение словарного запаса.

  Воспитательные задачи

- Потребность в ежедневных физических упражнениях.

- Навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности.

- Навыки самоорганизации, взаимопомощи.

- Формирования   морально – волевых качеств.

- Гигиенические навыки.

Непосредственная образовательная  деятельность  по физкультуре состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной (или подготовительной), основной и заключительной. Для каждой из частей одинаково важными являются  все задачи.

Вводная часть: знакомые упражнения, или их варианты  на формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, в коллективе, строевые – построение, перестроение, ходьба и бег с различными заданиями. Заканчивается построением, что служит переходом к обучению детей ОРУ в начале основной части. Продолжительность в младшей группе от 2 до 4 минут.

Основная часть: состоит из ОРУ, ОВД и подвижной игры.

Общеразвивающие упражнения – специально подобранные упражнения, направленные на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма. Способствуют формированию правильной осанки, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов. Развивают и укрепляют крупные группы мышц – плечевого пояса, туловища, ног, подвижность суставов.  ОРУ проводятся с мелкими предметами или без них. Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц рук и плечевого пояса в целях формирования правильной осанки и упорядочения дыхания (разведение рук в стороны и сведение их перед грудью). Вторым, упражнения для туловища, укрепление мышц спины и развитию гибкости позвоночника. Третьими – упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая стопу. При выполнении этих упражнений и их повторении предусматривается постепенное подведение организма ребенка к большей нагрузке.

После этого переходят к обучению основных видов движения, из которых одно может быть для детей новым, два других в стадии совершенствования.

Основные движения – необходимые для человека  движения, которыми он пользуется в разнообразной деятельности. Это ходьба, бег, лазанье, метание, прыжки.

Ходьба – активно участвует весь опорно – двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 60% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы развивается и укрепляется свод стопы, формируется правильная осанка, согласованность движения рук и ног, равновесие.

Бег –  способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы. В беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка.

Лазанье – способствует укреплению крупных групп мышц – туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. Воспитывается ловкость, смелость, привычка к высоте. 

Виды лазанья – ползание, подлезание, перелезание, пролезание.

Метание - способствует развитию глазомера, равновесия, координации движений. Укрепляет мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук. Подготовительными упражнениями для метания являются бросание, катание, прокатывание мяча.

Прыжки – укрепляют костно – мышечный аппарат ног, туловища. Тренируют глазомер, координацию движений.

Равновесие – способность тела сохранять устойчивое состояние, как в покое, так и в движении. Для развития способности сохранять равновесие необходимо использовать разнообразные физические упражнения. Равновесие связано со всеми основными видами движений. Чувство равновесия тренируется и проверяется в процессе упражнений на уменьшенной  площади опоры , когда требуется удержать тело от падений. (ходьба по скамейке, узкой доске, при стоянии на одной ноге).

Подвижная игра – незаменимое средство пополнение знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, морально-волевых качеств.  В игре происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление, совершенствование, формирование качеств личности. Детей младшей группы привлекает в игре процесс действий: бежать, догонять, бросать. Важно научить их действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Ведущим в игре выступает, как правило, воспитатель, и тут главное помнить, водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы малыши не испугались, и у них не пропал интерес к игре. Для младшей группы рекомендуются игры с текстом, такие игры воспитывают чувство ритма. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей. Это повышает их активность в игре, придает действиям яркую, эмоциональную окраску.

Продолжительность основной части в младшей группе - от 15 до 18 минут.

Заключительная часть: следующая за игрой заключительная часть включает ходьбу в интенсивном темпе с постепенным замедлением, способствующую снижению общей возбужденности и приведение пульса в норму. Ходьба может быть заменена малоподвижной или хороводной игрой. По окончании игры подводится итог НОД.  Продолжительность третьей части в младшей группе от 2 до 3 минут.

Общая продолжительность НОД в младшей группе 15 – 20 минут.

Все предметы и пособия для занятия должны быть подобраны педагогом заранее и расположены так, чтобы дети могли самостоятельно подойти к ним, взять в нужный момент и положить обратно.

Физкультурный досуг составляют знакомые детям подвижные игры и физические упражнения. Главными  задачами  при проведении физкультурного досуга являются  создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом  его индивидуальных  возможностей. По содержанию  и композиции физкультурные досуги могут быть разными: строиться на знакомых играх и игровых упражнениях, с использованием музыки (музыкальные игры, упражнения под музыку), тематические. Досуги отличаются от НОД  всевозможными сюрпризными моментами (введение персонажа, вручение маленьких подарков, призов). Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения.

День здоровья  проводится со второй младшей группы. Цель – оздоровление нервной системы и организма в целом и поддержание эмоционально положительного состояния психики ребенка.

 

Используемая литература:

1. Е.Н.Вавилова  «Учите бегать, прыгать, лазать, метать». Москва «Просвещение» 1983.

2. Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду», Москва «Просвещение» 1973.

3. Под редакцией С.О.Филипповой «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения», Санкт- Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2005.

4. Э.Степаненкова «Методика физического воспитания», осква Издательский дом Воспитание дошкольника 2005.

Опубликовано: 24.10.2016