Проблемы подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Малая Ольга Ивановна

Организация: МБДОУ № 174

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Оренбург

Развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» не эффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте интенсивно идёт развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры).  Неправильная посадка может достаточно быстро привести к серьёзным изменениям, которые нарушат его рост и физическое развитие.

Одним из составляющих компонентов письма является подготовленная рука ребёнка. Однако рука ребёнка - дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Наблюдения за детьми показывают, что им труден захват карандаша (умение правильно держать его тремя пальцами-щепотью). При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребёнку трудно правильно управлять посредником (в данном случае-карандашом).

Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является её своеобразным продолжением, поэтому маленький ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша (кисточки, ручки), что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем и письма.

В старшем дошкольном возрасте нервная регуляция движений ещё несовершенна, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом  возрасте принадлежит зрению. В процессе движения не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается всё движение от начала до конца. Поэтому дети тщательно и старательно пытаются выводить буквы, срисовывать рисунки. Им бывает трудно провести даже несколько строго параллельных линий, трудно на глаз определить величину знаков (букв). Детям гораздо легче печатать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем писать в узкой строке. Именно в этот период дети осваивают главные пространственные соотношения, хорошо различают положение фигур на плоскости, овладевают умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов.

Графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создаёт комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп.

В формировании навыка выделяются три основных этапа:

1 этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. При этом большое значение имеет не только уровень развития ребёнка, наличие определённых знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребёнок, степень осознания выполняемого действия.

2 этап – синтетический. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

3 этап – автоматизация – и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Таким образом, формирование навыков письма длительный процесс, сложный по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. Приобретение  графических навыков на предшкольном этапе является определяющим фактором при обучении письму в начальной школе. Поэтому, в дошкольном возрасте важна именно подготовка руки к письму, а не обучение ему.

Список литературы

  1. Гризик Т.И. Подготовка ребёнка к обучению письму. – Москва: Просвещение, 2007
  2. Алексеева А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом. // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 2,3
  3. Гринёва Л. О взаимодействии специалистов ДОУ. Формирование предпосылок готовности к овладению письменной речью. // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 6
  4. Пасс Ю.В. Учимся писать. От буквы к букве. – Москва: Просвещение, 2008
  5. Гербова В.В., Гризик Т.И., Гусарова Л.Д. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. – Москва: Просвещение, 2006

 

Опубликовано: 22.10.2016