Развитие творческого потенциала детей в условиях проблемных образовательных ситуаций

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Валишина Инна Инсуровна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 29»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское

Проблемность- это неотъемлемая черта познания старших дошкольников, основной структурный компонент творческого развития. Именно проблемность, по мнению Н.Н. Подъякова,  обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также в собственной постановке новых вопросов и проблем. Доказательство тому – опыт педагогов МБДОУ «Детский сад № 29» г. Усолье-Сибирское. Способность детей в процессе образовательной деятельности проявляется в постановке  вопросов, касающихся окружающего мира.

Проблемы, выдвинутые детьми, педагоги накапливают, фиксируют, чтобы использовать их в работе с другими группами. По нашим наблюдениям, большинство проблем дети ставят из области растительного и животного мира. Задача педагога – создать условия для видения ребенком  проблем и в других областях, например, в мире чисел и цифр, звуков и букв, символов и знаков.

В нашей работе с дошкольниками, мы учитываем то, что проблемная ситуация возникает. Когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта. Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с новыми знаниями, которые не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному.

Стремясь поддержать интерес у детей к новой теме, мы создаем проблемную ситуацию. Например, беседа у макета осеннего дерева с детьми пятого года жизни: «Ребята, наше дерево совсем опустело. Чем мы можем его украсить? Как порадуем  наше дерево?» Педагог благодарит за активное участие детей и поводит к мысли: птицы свои визитом могут порадовать дерево. Педагог уточняет представления детей о возможных способах изготовления птиц (из бумаги, из пластилина и т.п.). Приглашает к совместной продуктивной  деятельности (изготовить птиц способом оригами).

Отметим, тема «Ознакомление с шахматными фигурами» не входит в программу раздела Программы «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. Тогда педагог выбирает тему самообразования «Обучение дошкольников азам шахматной игры», расширяет таким образом программу, включает новые темы. Наш опыт показывает, что речь идет не об усложнении программы, а создании условий для того, чтобы дети научились видеть новые проблемы, и не только видеть, но и решать их. Более того, нам удалось создать систему проблемных ситуаций на шахматном материале, органически связывающую разные темы математического содержания, что помогает детям постигать взаимосвязь явлений в мире, устанавливать простейшие математические связи.

Включение познаваемого объекта в новую систему связей и отношений с другими объектами позволяет открывать в нем новые свойства и признаки. Именно создание последовательной системы проблемных ситуаций составляет необходимое условие развития творческого мышления.  Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Проблемную ситуацию всегда педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Покажем это на примере ознакомления с  шахматными фигурами: педагог предлагает выполнить упражнения, как при ходе белых пешек, ладья бес- сильна против пехоты, и что меняется при ходе черных. Чтобы создать проблемную ситуацию, надо, прежде всего, выделить ту главную мысль, которую дети должны усвоить. Она сводится к следующему:  проверить , кто сильней, ладья или 8 пешек. Для развития мышления очень важно подвести детей к самостоятельному объяснению, а не сообщать это знание в готовом виде.

Резюмируя вышесказанное,  стоит отметить, что, создавая проблемные ситуации, мы побуждает детей  выдвигать гипотезы, делать выводы, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки. Ведь это порождает робость. Как считает А.М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем.

 

Литература:

  1. Дошкольное воспитание, № 1, 2007 . –стр.19.
  2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика 1972.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013. – 138 с.
Опубликовано: 22.10.2016