Презентация к консультации «Теоретические основы проектной деятельности»

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Олехнович Марина Сергеевна

Организация: МАДОУ «Д/С №26»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Сатка

СЛАЙД 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Зарождение метода проектов произошло во второй половине XIX века на базе концепций «прагматической педагогики». Он возник как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни и в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его называли также методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) приобрел мировую известность как ученый, который сформулировал идеи новой, прогрессивной педагогики. Исходным принципом ее является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей — способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения.

Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», то есть такое, при котором все знания извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно в этом знании. Поэтому очень важно было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Можно ли научить ребенка, идя навстречу его желаниям? Как обеспечить свободу обучения, не отдаваясь на волю случая, детского каприза, сиюминутной прихоти? В чем заключается при этом роль педагога?

СЛАЙД 2

Дж. Дьюи разработал метод проектов — новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из трех этапов:

СЛАЙД 3

1 этап - педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников;

СЛАЙД 4

2 этап - педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми, в результате разрабатывается план работы, а затем проект как последовательность действий;

СЛАЙД 5

3 этап - реализация проекта детьми при необходимой помощи педагога в соответствии с намеченным план

СЛАЙД 6

Положительные моменты технологии метода проектов

Увлеченность детей «деланием» помогает решать вопросы дисциплины.

Организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дошкольники действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.

Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию — приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия.

Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилия для достижения цели.

Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

СЛАЙД 7

Джон Дьюи выделяет два важных условия для достижений эффективности метода проектов:

1. Структурированность опыта, т. е. содержание образования дошкольника должно «строиться вокруг человека». Поэтому темы проектов основываются на диапазоне интересов ребенка от домашней жизни — к жизни общества (в зависимости от уровня возрастного развития).

2. Необходимость взаимодействия ребенка и среды, т. к. оно является источником возникновения идеи проектов.

Однако в работах Дж. Дьюи содержится мало сведений о содержании подобных ситуаций взаимодействия, что стало преградой для широкого внедрения метода проектов в практику.

Идеи Дж. Дьюи реализовывались в 1884-1916 гг. его учеником, автором получившей широкую известность работы «Метод проектов», американским педагогом У.X. Килпатриком. . Он развивал идею обучения через организацию «целевых актов» (проектов) и отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами будущего.

 

СЛАЙД 8

У.Х. Килпатрик считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

Он выделил 4 вида проектов:

  • созидательный (производительный);
  • потребительский (изготовление предметов);
  • проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
  • проект-упражнение.

Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г, Кагарова, М.В. Крупениной.

Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам XX века, в период становления советской школы они получили политическую окраску. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой-либо практической задачи. Тогда возникали такие проекты: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» (в рамках которого изучались соответствующие разделы биологии, химии, физики); «Уничтожим кулачество как класс!» (в истории, географии, философии выискивались и находились соответствующие аргументы в пользу «защиты» данного проекта).

Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

СЛАЙД  9

Станислав Теофилович Шацкий выделяет следующие основные компоненты метода проектов:

  1. реальный опыт обучаемого, который должен быть выявлен педагогом;
  2. организационный опыт (организованные занятия для учащихся на основании того, что знает педагог об опыте ребенка);
  3. соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);
  4. упражнения, дающие для ребенка навыки.

СЛАЙД 10

М. В. Крупенина разделяла проект на такие этапы:

1 этап - постановка задачи;

2 этап - разработка самого проекта принятого задания;

3 этап - организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;

4 этап - непосредственная трудовая деятельность;

5 этап - учет проделанной работы.

СЛАЙД 11

Метод проектов, по мнению М.В. Крупениной, необходимо реализовывать, учитывая следующие педагогические принципы:

  • деятельностный подход;
  • взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • самодеятельность.

СЛАЙД  12

Российские ученые классифицировали проекты следующим образом:

по составу участников:

  • коллективные;
  • индивидуальные;

СЛАЙД 13

по целевой установке:

  • игровые;
  • общественно-полезные;
  • производственные;

СЛАЙД  14

по срокам реализации:

  • большие;
  • малые.

Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т. к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения). Принято считать, что мотивация учеников при использовании метода проектов была высокой, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не привести к тому, что школа была не в состоянии обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний. Поэтому в 1931 году в известном постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» этот метод был осужден.

Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть его остается прежней. Он нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где приобрел большую популярность по причине рационального сочетания теоретических знании и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности детей.

Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Поэтому можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, т. к. он открывает новые возможности для коммуникации.

 

СЛАЙД 15

ПРОЕКТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

СЛАЙД 16

I этап

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции, дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

СЛАЙД 17

II этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

СЛАЙД 18

III этап

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

СЛАЙД 19

IV этап

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит ее.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

СЛАЙД 20

Классификация проектов

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По тематике

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

По составу участников

Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятия), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

СЛАЙД  21

Основные этапы метода проектов

Выбор цели проекта

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Разработка проекта

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта.

Подведение итогов

Проводится «разбор полетов», оценка результатов и определение задач для новых проектов.

СЛАЙД 22

Виды проектов в ДОУ

Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

 

СЛАЙД 23

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для рук. и практ. работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и др. — М.: Аркти, 2003. — 94 с. — ISBN 5-89415-262-3.
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор: Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С. и др. авт.-сост. Издательство.
  3. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Мозаика-Синтез 2010 Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду».
  4. Проектная деятельность старших дошкольников Журавлева В.Н. Учитель 2011 Образовательное пространство ДОУ.
  5. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Для работы с детьми 5-7 лет (под ред. Вераксы Н. Е.) Веракса Н. Е., Варенцова Н. С., Булычева А. И. Мозаика-Синтез 2007 Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду».
  6. Вариативные формы организации предшкольного образования 2011.
  7. Педагогическая диагностика - основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса Терехова А. Н., Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н. Детство-Пресс 2010.
  8. Три кита дошкольного образования: Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. 2011. Сердце отдаю детям.
  9. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2010.
  10. Система проектирования в дошкольном учреждении Солодянкина О. В.

 

 

 

  • prezentatsiya-konsultatsii.. 734,5 КБ
  • Опубликовано: 22.10.2016