Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Сурьянинова Татьяна Александровна

Организация: МДОУ д/с № 61

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волжский

Ранний возраст – это период жизни человека  с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Ведущей деятельностью  в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. «Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев». Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам – например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать. Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным.

«Он показал, что на первой стадии – целенаправленных проб – ребенок варьирует свои действия исходя из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета. На второй стадии – подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его. На третьей стадии, которую П.Я. Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им. Четвертая стадия – «объективной регуляции». На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя их тех объективных условий, в которых это действие приходится выполнять.

Кроме того, П.Я. Гальперин указал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.

«При диагностике развития предметных действий у детей, необходимо помнить о том, что орудийные действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного действия является исторически закрепленным за данным предметом». Так, ложкой можно копать, пересыпать содержимое из одной емкости в другую, есть суп и так далее, но только последний способ использования является еще и предметным, исторически закрепленным за этим орудием. В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследовании их  психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то врем как предметные в большей степени отражают степень из обучения, широту контактов со взрослыми.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими я, операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими.

«Развитие восприятия определяется тремя параметрами – перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения».

Перцептивные действия помогают  изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив  из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повтором восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу – кукла, машинка. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Развитие перцептивных действий помогает обобщению.

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов – вначале как предметных (появившихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления ребенка связаны с конкретным предметом. Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

Действия соотнесения предмета с эталоном помогают в систематизации тех знаний, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном, например, сказав, что яблоко – это неправильный круг.

«В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться наглядно-образное. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5 – 4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5 – 3 года и является ведущим до 6 – 6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5 – 5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6 – 7 лет. Наглядно-действенное мышление предполагает непосредственный контакт ребенка с предметами и поиска правильного решения задачи путем проб и ошибок. Помощь взрослого необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления.

Помощь взрослого должна быть направлена на анализ и выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок (может быть также при помощи взрослого) выделит главное и второстепенное. Общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.

В своей работе по сенсорному развитию детей раннего возраста мы используем следующие приемы:

1. Рассматривание картин.

Картины способствуют общему развитию детей. Они привлекают внимание ребенка. имеют большое значение для познания ребенком окружающей действительности, для развития восприятия, мышления, речи, устойчивого и сосредоточенного внимания.

С помощью взрослого ребенок постепенно устанавливает связь между реальным предметом, его названием и изображением на картине.  Это очень важно для формирования первичных понятий о предметах.

Узнавание на картине хорошо знакомых ребенку предметов содействует закреплению представлений о них. Под руководством воспитателей и родителей осуществляется более расчлененное восприятие предмета, его формы, цвета и величины.

Картина – ценный материал для развития детской речи. Уже с конца первого года жизни, а тем более на втором и третьем году, посредствами картины обогащается словарь ребенка. От взрослых он узнает название предмета, действий, его качеств, постепенно начинает сам активно называть изображенное, учится высказываться по поводу увиденного.

Картины должны быть понятны по содержанию и отражать окружающую жизнь. Это сценки из жизни детей в детском саду и в семье, бытовой труд взрослых, средства передвижения, животные, растения, овощи, фрукты.

2. Игры со строительным материалом.

Игры со строительным материалом имеют свои особенности в том, что сам материал не наталкивает ребенка на какие-либо действия, поэтому здесь большую роль играет воспитатель, который должен уметь заинтересовать детей игрой и подвести их к сюжетным постройкам. Во время занятий детям даются понятия о длинном, коротком, низком, высоком, широком.

Занятия со строительным материалом можно так же использовать для знакомства детей с цветом.

К концу третьего года жизни ребенок начинает создавать постройки осмысленно, заранее ставя себе цель, что он будет делать, и самостоятельно подбирает необходимый материал.

3. Знакомство с сенсорными эталонами.

К концу третьего года ребенка основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

При этом сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе конструирования.

4. Игровая деятельность.

В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться:

- подбирая специальные дидактические игрушки;

В основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине).

- организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек;

- игры с куклами.

Кукла – первая среди игрушек, древняя по происхождению – всегда была и остается центром внимания.

Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Сенсорное развитие ребенка – это длительный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Ануфриева А.И., Митюкова О.М. Игры и занятия для малышей. Самара, Волго-Вятское книжное издательство - 1964 г.

2. Езикеева В.А., Радина Е.И. Методические указания к картинкам для расширения представлений и развития речи детей второго и третьего года жизни. М.: «Просвещение» - 1964 г.

3. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту. Волгоград, «Учитель» - 2012 г.

4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М.: «Мозаика – синтез» - 2011 г.

Опубликовано: 15.10.2016