Детское экспериментирование как педагогическая технология
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Бойко Наталья Александровна
Организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 «Айболит»
Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск
В постоянно меняющихся социально-экономических условиях страны развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Ведущая роль в становлении личности отводится системе дошкольного образования, где совсем недавно произошли качественные изменения: изменилась структура, содержание, появился ФГОС, ориентированный на реализацию основных принципов ДО, среди которых выделяется формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах А.И.Савенкова, Н.А.Королевой, О.В.Дыбиной, я пришла к выводу, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме детского экспериментирования, играет существенную роль в обогащении памяти ребенка, активизации его мыслительных процессов, развитии речи.Метод экспериментирования дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- расширять перспективы развития проектно-исследовательской деятельности, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- обеспечить обогащение познавательного и речевого развития, активизировать его мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;
- формировать у детей самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивать эмоциональную сферу ребенка, основы целостного мировидения;
- формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира;
- формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.
Основные принципы реализации технологии
Принцип деятельности.
От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.
Принцип систематичности.
Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
Принцип безопасности.
Эксперимент должен отвечать условиям:
Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними. Безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов. Показ только существенных сторон явления или процесса.
Принцип повторности.
Отчетливая видимость изучаемого явления.
Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Принцип наглядности.
Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
Принцип самостоятельности.
Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.
Принцип научности.
Подкрепление всех проводимых экспериментов, направленных на развитие интеллектуальных способностей – научное обоснование и практическое апробирование методики.
Принцип сотрудничества.
Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Принцип «Не навреди!»
Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.
Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
-физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
-природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
-социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
-познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
-лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, то есть экспериментирует со словами;
-личностный: узнает свои личностные возможности;
-волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
-поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуаций
Этапы экспериментирования
1.Осознание того, что хочешь узнать.
2.Формулирование задачи исследования.
3.Продумывание методики эксперимента.
4.Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5.Прогнозирование результатов.
6.Выполнение работы.
7.Соблюдение правил безопасности.
8.Наблюдение результатов.
9.Фиксирование результатов.
10.Анализ полученных данных.
11.Словесный отчет об увиденном.
12.Формулирование выводов
Трудности в работе:
- Создание лаборатории.
- Этап лабораторных записей.
- Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.
- Проектная деятельность.
- Схематическое изображение последовательности эксперимента
В нашей группе совместно с родителями создан музей-лаборатория для проведения экскурсий и экспериментов. Музей разделен на несколько «залов» (в которых можно рассмотреть изделия из различных материалов и тут же провести эксперименты): зал Нефти и нефтепродуктов, Стекла, Тканей, зал Воды и воздуха, Металлов и камней, Дерева.Начинаем работу с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. В течение учебного года совместно с детьми проводим экскурсии с элементами экспериментирования для детей детского сада.
Лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения..Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь.