Арт-терапия как средство психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Малахова Екатерина Викторовна

Организация: МБДОУ детский сад №42 «Солнышко» общеразвивающего вида ЩМР МО

Населенный пункт: Московская область, п. Свердловский

Мне хотелось бы поделиться опытом работы современного, здоровьесберегающего метода Арт-терапии. Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и я как педагог стараюсь помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них. Сомнений нет, малыш уникален, но у него еще не сформировано умение выразить и проявить свою уникальность. Чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у педагога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников. Этот метод на сегодняшний день является достаточно актуальным, новым, мягким, эффективным т. к. развивает эмоциональную сферу детей и улучшает психическое развитие, через применение следующих направлений арт-терапии: изотерапию, игротерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, сказкоотерапию, оригами. Применяя арт-терапию. в своей работе, я прежде всего сохраняю и восстанавливаю здоровье воспитанников, адаптирую к условиям образовательного процесса, развиваю творческие возможности ребенка, через продуктивную деятельность детей.

По мнению Копытина, Л. Д. Мардера, Л. Д. Лебедевой, арт-терапия является приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста.

Данная технология позволяет реализовывать индивидуальный подход к каждому ребенку с одной стороны и коллективные взаимоотношения с другой.

Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов”.

Главная цель моей работы через рисунок, игру, сказку, музыку помочь детям понять собственные чувства, переживания и дать выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям.

Для выполнения цели я поставила следующие задачи:

1. Развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

2. Способствовать проявлению детского творчества с использованием нетрадиционного материала;

3. Формировать адекватную самооценку;

4. Воспитывать эмпатию и толерантность.

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу ребенка. Она не ставит своей целью сделать ребенка художником или актером, а направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. Используемая в моей работе арт-терапия, выполняет следующие функции: воспитательную, коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую и развивающую.

Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты, является хорошим способом социальной адаптации. Я считаю, что это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах. Мною разработан перспективный план, составлен ряд занятий с арт-терапевтическими элементами, позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-чувственного отношения ребенка к окружающему миру.

Мною была разработана программа дополнительного развития "Арт терапия, как средство психолого педагогической работы с детими дошкольного возраста" для детей от 3 до 7 лет. Срок реализации данной программы 3 лет.

Я разработала перспективный план работы по каждой группе учитывая возростные и индивидуальные  особенности детей, подобрала игры и упражнения по различным направлениям арт терапии.(изотерапия,сказкотерапия......

Изотерапия включает методы изобразительного искусства, опирается на психологию творчества и благотворно воздействует рисованием в психотерапевтических целях. Применяя изотерапию, я повышаю эмоционально-положительный фон, создаю благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка.

Особо хочется отметить сказкотерапию, которая развивает воображение, фантазию, творчество, позволяет метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки подбираю разные: народные, авторские, а также мною сочиненные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии.

Волшебство музыки (музыкотерапия) помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии, приобщить детей к Великому искусству. Применяя музыкотерапию, дети получают уникальную возможность поиграть на музыкальных инструментах, создать свою собственную композицию, увертюру, этюд.

Игра (игротерапия) – это лучший отдых для детей, это сама жизнь – яркая, насыщенная, разносторонне богатая. Она помогает каждому преодолеть все психологические и социальные невзгоды, затрудняющие их личностное и эмоциональное состояние. В игре ребёнок самовыражается, снимает эмоциональный дискомфорт. Наблюдая за игрой детей, которая имеет несомненно важнейшее значение в жизни ребенка, я убеждаюсь, что каков ребенок в игре, таков он и будет в работе, когда вырастет.

Цветотерапия – это метод исцеления цветом, который стал сегодня очень популярным. Цвета действуют на душу ребенка: они вызывают чувства, пробуждают эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, они печалят нас или радуют".

Песочная терапия – Песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому малышам полезно взаимодействовать с песком (игры с песком, песочная анимация)

Оригами – Это фокус, маленькое представление, когда из бумаги путём складывания появляется модель, которая радует своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребёнка.

Работая в данном направлении я конеч но же видела результат.

Динамика развития в средней группе не столь значительная, но всё же есть.

Обратите пожалуйста внимание сентябрь обозначен синим цветом, май красным. Динамика отслеживалась по следующим критериям.1.Коммуникативные и социальные навыки поведения.2 адекватная самооценка.3 мыслительная и речевая активность.4 развитие творческих способностей.

Динамика развития в старшей группе  уже значительно выше. И наконец подготовительная группа показала очень хороший результат.

В конце каждого учебного года я видела, что арт-терапевтические занятия позволили мне построить отношения в детском коллективе таким образом, что дети научились корректному общению, сопереживанию. Это поспособствовало нравственному развитию личности, обеспечило  ориентацию в системе моральных норм детей, ребятами  были  усвоены элементарные нормы этики поведения. Произошло  более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний).

В нашем коллективе стали складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогами. Достаточно успешно корректировался образ “Я”, детьми усвоилось понятие адекватная самооценка. Хорошие результаты достигнуты в развитии эмоционально-волевой сферы личности. “Лечебный” эффект достигался  благодаря тому, что в процессе творческой деятельности была  создана атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. В процессе работы у детей возникали  ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизовался целебный потенциал эмоций. В целом произошел личностный рост каждого дошкольника, у детей развились способности к творчеству, произошла саморегуляция чувств и поведения.

Работа в данном направлении будет мной обязательно продолжена и принесет огромное удовлетворение. Ведь если у ребенка что-то получится, значит «крылья выросли», значит «Я могу». Я стараюсь умело, педагогически подхватить «Я могу» и перенести в другие сферы жизни дошкольника.

Опубликовано: 11.10.2016