Влияние игровой деятельности на развитие дошкольника

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Шилова Лариса Владимровна

Организация: ГБДОУ д/с № 196 компенсирующего вида

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности.

Она обладает мощными развивающими характеристиками, влияя на развитие всех познавательных процессов ребёнка: мышления, внимания, памяти, воображения. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребёнка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, дети усваивает общественный опыт. Кроме того, в игре ребёнок активно общается со сверстниками - это значительно расширяет его умения общения. Посредством игры реализуется содержание всех пяти образовательных областей предусмотренных ФГОС (социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие). 

Содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа ДОУ предусматривает сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, театрализованные и подвижные игры. Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими. Остановимся подробнее на каждом виде игровой деятельности.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, т.е. сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Это, как правило, знакомые детям сюжеты, пережитые ими , известные по опыту (дом, семья, день рождения, кафе, поликлиника, транспорт и т. п.), и здесь очевидна ответственность взрослых, в первую очередь родителей и воспитателей, за ту информацию, которую получают наши дети, так как они повторяют в играх «подсмотренные» за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий, и, поверьте, иногда очень непросто скорректировать иной сюжет.

Для ребёнка очень важно распределение ролей. При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала детям решить проблемы индивидуального характера. К таким проблемам можно отнести следующие затруднения, которые испытывают дети: слабо выраженное умение организовать свою деятельность; отсутствие авторитета среди сверстников, недисциплинированность и многое другое. Проигрывание всевозможных ролей помогает детям справляться с трудностями
Ролевые игры, являются прекрасным «тренировочным залом» для подготовки ребёнка к жизни в обществе.

Дидактические игры (или обучающие) -  в них познавательные задачи соединяются с игровыми. Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Дидактическая игра развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на словесные, настольно-печатные, с предметами и игрушками, с картинками, компьютерные дидактические игры.

Например, многие дидактические игры по формированию математических представлений у детей направлены на развитие логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить анализ, синтез, решать задачи.

Большую роль дидактические игры играют в развитии речи детей. В ходе игры ребёнок комментирует свои действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание или как нашёл выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками. Развитию речи способствуют разнообразные словесные игры, направленные на решение основных задач развития речи детей: обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры, развитие навыков монологической и диалогической речи.

Нельзя не отметить большое значение дидактических игр в эстетическом воспитании детей. Этому способствуют не только дидактические игры, обучающая задача которых направлена на знакомство детей с произведениями искусства, театра. Красочно, в соответствии с гигиеническими требованиями, оформленная игра прививает ребёнку чувство прекрасного, формирует эстетический вкус.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Дидактические игры помогают нам взрослым, дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике всё то, чему их научили. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. А это значит, что с использованием дидактических игр идёт подготовка дошкольников к обучению в школе.

Подвижная игра. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребёнка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребёнок постоянно находится на грани стресса. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей, или излишнее их количество, всё это обременяет детей, уродуя их психику и физическое здоровье. Отмечаемое в мире снижение объёма двигательных нагрузок не обошло стороной и детей. У детей в наше время, к большому сожалению, часто много проблем со здоровьем. Подобное состояние приводит к нервно-психической и общей соматической ослабленности, что в свою очередь вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребёнка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребёнка ещё оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает свою работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю.

Таким образом, спецификой подвижных игр является то, что их использование даёт не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет нам- педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль , произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объёмный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Как видим, игровая деятельность имеет неоценимое значение в развитии и воспитании дошкольника и наша задача - задача воспитателей – заинтересовать детей, научить их играть, создать условия для развития игровой деятельности.

 

Литература:                  

1. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.: ил.                  

2.  Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил.

3. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

4. Жуковская Р. И. Воспитание ребёнка в игре. - М., 1963-305с.

5. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. - М., 1975-142.

6. Н. Я. Михайленко. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. - М., 1978-327.

7. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1982-145.

8. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1999-300с.

Опубликовано: 28.09.2016