Литературное образование дошкольников в детском саду

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Логинова Наталья Анатольевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №90»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Литературное образование в детском саду способно оказать большое влияние на развитие личности ребенка. Об этом еще утверждали педагоги-классики К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и другие. Так, например, В.А. Сухомлинский указывал на то, что для подготовки человека духовно к самостоятельной жизни, необходимо ввести его в мир книг. Все авторы призывали к необходимости приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.

Современные исследователи указывают на то, что литература сохраняет и передаёт из поколения в поколение духовные, этнокультурные и общечеловеческие ценности, обращаясь напрямую к сознанию и подсознанию человека, так как материальным носителем идейности и образности в литературе является речь.

С целью ознакомления дошкольников с художественной литературой в ДОО ставятся определенные задачи, а именно:

1) обеспечить усвоение дошкольниками содержания текста художественной литературы, его понимания, т.е. дошкольники учатся заучивать наизусть или пересказывать текст;

2) формировать умения анализа текста художественной литературы, в частности: определять форму произведения, основных героев, находить примеры образности языка;

3) формировать умения воспринимать текст художественной литературы: переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное с действительностью;

4) воспитывать правильное отношение к чтению и собственно книге.

Так, например, в 1 младшей группе будут учить читать небольшие рассказы, бытовые сказки, сказки о животных («Теремок», «Репка», «Колобок»); во 2 младшей группе будут подводить дошкольников к различению жанров, будут читать стихотворения, небольшие по объему, содержание которых знакомо из жизни ребенку; в средней группе внимание будет останавливаться на содержании текстов, а также на некоторых особенностях языка произведений (выразительность), при этом тематика произведений станет более разнообразной (например, Л. Н. Толстой «Сел дед пить чай», «Цыпленок и утенок», «Лапоть, пузырь, соломинка»); в старшей группе дошкольники научаться различать жанры, в тематику произведений добавятся рассказы о природе, появится скрытая тематика («Лиса и рак», Л. Н. Толстой «Два товарища», Н. Г. Пришвин «Золотой луг»); в подготовительной группе дошкольники научаться элементарному анализу текст художественной литературы, познакомятся с тропами (Берестов «Как найти дорожку», «У страха глаза велики», Л. Н. Толстой «Косточка»).

Формировать круг детского чтения (КДЧ) и отслеживать новинки книгоиздательства, а также изучать направления развития детской литературы –все это является одной из задач педагога дошкольного образования для решения воспитательных задач.

Круг детского чтения зависит не только от предпочтения самого читателя и его художественного вкуса, но также и от эстетического и художественного уровня самой литературы. Также следует учитывать возраст читателя и наличие или отсутствие домашнего чтения. Круг детского чтения – это та литература, которая изначально возможно не была создана для детского чтения, но ее слушают, воспринимают и любят дети:

Формируя КДЧ, педагогу в своей деятельности следует учитывать:

1) психологические принципы,

2) педагогические принципы,

3) литературоведческие принципы,

4) историко-литературные принципы.

К. Д. Ушинский для чтения детям предложил отбор литературы по сезонному принципу. Так, отбирая произведения для детского чтения главным критерием должны стать идейная направленность и само качество текста. Также педагог отмечал важность того, что в произведениях для детского чтения должны преобладать воспитательная и педагогическая направленность на формирование вечных ценностей. К. Д. Ушинский считал, что одной из важнейших задач, которую должно осилить детское чтение, – это не просто научить количественно осваивать книги, а важно научить ребенка анализировать прочитанное, уметь делать выводы, думая над содержанием произведения. Детское чтение и литература должна формировать грамотного читателя, умеющего оперировать знаниями, читателя с развитым умом и душевными качествами.

В детском саду педагог использует разнообразные формы, методы и приемы для эффективного литературного образования дошкольников. Ознакомление с литературой происходит как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне ее. Маленьких детей знакомить с художественной литературой можно не только с целью развлечения, но также и с целью внедрения в режимные моменты. Приобщение старших дошкольников к ценностям книги должно происходить регулярно и систематически на занятиях, целью которых стоит литературное образование подрастающего поколения.

Так, в исследованиях рассматриваются тематические, аналитические и творческие занятия.

Знакомство с многообразием жанров детских произведений является целью тематического занятия. Научить ребенка анализу текста и как следствие пониманию литературного произведения предполагает аналитическое занятие. Познакомить детей с рифмой, сравнением, эпитетами, зачином и концовкой предполагает теоретическое занятие. Развитие творческих способностей, воображения, креативного мышления дошкольников – цель творческого занятия. Создать благоприятные условия для творчества и для развития технических умений и навыков является задачей педагога.

Ознакомление с текстом художественной литературы предполагается с помощью таких методов: рассказывание, чтение, инсценировки, заучивание наизусть, разные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические и др.). Встречи с интересными людьми, экскурсии, рассматривание иллюстраций, выразительное чтение, повторное чтение, выборочное, прием словесного рисунка, творческие задания, беседа и др. применяются как методы для восприятия дошкольниками произведения.

Педагог в приобщении к чтению детей в своей работе использует различные приемы. К примеру, после анализа текста можно использовать словесное рисование, которое развивает воображение и фантазию читателя. «Письмо от литературного героя» или от автора используется в старшем дошкольном возрасте, что позволит разнообразить работу по формированию читателя и позволит повысить интерес к писателю или истории создания самого произведения.

В методику художественного чтения и рассказывания с учетом объема работы включена классификация М.М. Кониной:

  • рассказывание и чтение нескольких или одного произведения аналогичной тематики;
  • музыкальное сопровождение, рассматривание иллюстраций, наглядный материал читаемого произведения;
  • сочетание чтения и других видов искусств, например, настольного и теневого театра.

Можно сочетать исследовательский метод с методом упражнений-подражаний.

Стоит отметить, что раньше эпических способностей у детей выявляется талант сочинения стихов.

Одним из основных методов в литературном образовании дошкольников является беседа. Беседа – это система продуманных вопросов, иными словами, диалог, который способствует развитию интереса детей к произведению художественной литературы. Беседа как метода имеет задачи такого плана: подготовить и настроить ребенка к восприятию и пониманию им текста.

Рассмотрим некоторые виды бесед:

1. Прогностическая беседа. Детям предлагается по обложке определять, о чем будет идти речь в произведении, т.е. дается прогноз. После чтения реальные предположения сравнивают с прогнозом. Этот тип беседы развивает слуховую и зрительную память.

2. Подготовительная (вводная, вступительная) беседа. Цель беседы: создать настроение у детей и вызвать интерес к восприятию и понимание текста. Приемы: рассказ об авторе произведения; интересная история из жизни писателя; использование малых фольклорных жанров (поговорки, загадки); объяснение непонятных слов.

3. Беседа по восприятию художественного текста. Цель беседы: выявить, какое эмоциональное воздействие на детей оказало прочитанное. Необходимо дать возможность детям пережить впечатления и потом провести беседу.

4. Беседа по содержанию произведений (аналитическая беседа). Целью беседы является выявление уровня понимания произведения детьми. Беседы можно начинать с 3-4 лет, если владеют речью, при этом можно использовать иллюстрации, наглядность. Воспитателю необходимо воздействовать на чувства детей, неуместны отступления, не связанные с содержанием текста.

Необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей в процессе общения их к чтению художественной литературы. Среди индивидуальных особенностей учитывается характер, темперамент дошкольника.

Так как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, то целесообразно проводить игры-инсценировки и игры-драматизации по художественным произведениям, что способствуют объединению детей посредством хорошо знакомого текста, дети представляют сюжет, имеют представления о последовательности игровых действий. В данных играх дети играют роли сказочных персонажей, принимают их позицию, тем самым преодолевается свойственный возрасту эгоцентризм.

Таким образом, литературное образование в детском саду строится с учетом программных задач, включая эффективные методы, приемы работы, обращая внимание на индивидуальные и возрастные особенности детей.

Опубликовано: 20.01.2022