Содержание и методика организации познавательно–исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Якушкина Ольга Николаевна

Организация: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» структурное подразделение «Детский сад «Радуга»

Населенный пункт: Самарская область, г. Стройкерамика

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей. Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития позновательно-исследовательской активности детей - развивающиеся возможности мышления.

В основе данного опыта работы  лежат теоретические исследования ведущего пе­дагога Ю.К. Бабанского, а именно обоснование особой роли ме­тодов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей, среди которых ведущее место занимают методы, направленные на формирование интереса к обучению, самостоятельному добыванию новых знаний и конструирования способов умственной деятельности.

Я использую в работе позновательно-исследовальской деятельностью методическое пособие «Познавательная деятельность в детском саду» под редакцией доцента, зав. Кафедрой ДВиНО Курского областного ИПК и ПРО Э.Е.Кошкиной была использована методика организации занятий.

Так же использую идею и методику поэтапного развития познавательной-исследовательской активности дошкольников в повседневной жизни из «Исследовательских методов обучения в детском саду» А. И. Савенкова.

Опыты, предложенные А. И. Шапиро  в серии книг «Секреты знакомых предметов»- (Свеча. Бумага. Пузырёк воздуха. Лужа) расширяют кругозор дошкольников, способствуют формированию любознательности.

Образовательная деятельность построена с учётом рекомендаций  «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Из методического пособия «Удивительные приключения маленького Почемучки»  использую  дидактические игры.При организации практической деятельности применяю рекомендации О.Н. Бакаевой «Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников.

Новизна опыта состоит в комбинации элементов традиционных методов организации мыслительной деятельности: репродуктивных (словесных, наглядных) и нетрадиционных - эвристических, исследовательских методов и приёмов (игры - фокусы, занимательные упражнения, эксперименты).

Использую следующие методы и приемы исследовательской деятельности:

  • умение видеть проблему;
  • выдвигать гипотезы;
  • задавать вопросы;
  • давать определения понятиям;
  • видеть парадокс;
  • классифицировать и анализировать;
  • оценивать идеи;
  • делать выводы и умозаключения;
  • наблюдать;
  • экспериментировать.

Предлагаю дошкольникам воспроизвести знакомые знания с опорой на собственный опыт и создание проблемной ситуации. Например, учу детей «смотреть на мир чужими глазами», развиваю способность изменить точку зрения, посмотреть на объект с разных сторон.

Использую задание «Сколько значений у предмета».

 Эксперимент - важнейший метод исследования. Цель экспериментальной деятельности - углублять представления о живой и неживой природе, учить размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты. Эксперименты бывают мыслительные и практические.

В ходе мыслительных экспериментов решаются следующие задачи:

  • Что можно сделать из куска бумаги?
  • Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?

Практические эксперименты - это реальные опыты. Экс­периментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятие, прогулку, сон. Мною разработана картотека по использованию научных фокусов, познавательных опытов и «жидких фокусов».

Для организации экспериментальной деятельности детей, в группе создан уголок экспериментирования. Там «живут» персонажи, придуманные детьми: «Почемучка», «Незнайка», « Любознайка», «Умный Буратино».

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Они вместе с детьми составляют правила работы, карточки-схемы по проведению опытов, «проводят» опыты с использование схем.

 Организовываю познавательные занятия в форме партнерской деятельности, где дошкольники получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Итак, я пришла к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

 Выполнила работу на тему: «Разработка  содержания позновательно-исследовательской деятельности  в непосредственно образовательной  деятельности  «Волшебная сила воды». Проверила и подписала преподователь кафедры Климинова Лариса Владимировна.

 

Опубликовано: 13.09.2016