Трудовая деятельность дошкольников на огороде детского сада

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Межуева Светлана Владимировна

Организация: МАДОУ детский сад «Детство»

Населенный пункт: Московская область, г. Котельники

Разнообразный труд и наблюдения в природе доставляют моим воспитанникам старшей группы радость, удовольствие и содействуют их всестороннему развитию. Для современных детей, особенно в  условиях города, трудовое воспитание имеет особое значение. В процессе труда у них воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней, развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к труду взрослых, уважение к земле. В коллективе мои дети приучаются трудиться сообща, вместе, помогать друг другу.

Своих воспитанников я учу ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудовых действий, для определения параметров, таких как :например, нуждаются ли растения в поливе, нужно ли учесть их состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате такой работы у моих детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах.  состояниях объектов природы.

В трудовой деятельности дети усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствуют формированию отношения к труду: труд для них становится осмысленным и целенаправленным и способствует развитию наблюдательности, пытливости, вызывает интерес к объектам природы, труду человека, уважение к людям труда; создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, труд разнообразен по своему характеру и способствует развитию движений, укреплению нервной системы дошкольников.

В процессе труда я формирую практические навыки ухода за растениями и животными. Вся трудовая деятельность строится по следующему алгоритму: планирование работы, подборка материалов и инструментов, составление последовательности операций, распределение их по времени и между участниками труда, и, безусловно, оценивание его результатов. В процессе трудовой деятельности удовлетворяются эстетические потребности дошкольников. Любая посильная и интересная трудовая деятельность доставляет им радость.

А это, - основа для воспитания желания трудиться в дальнейшем, стремясь компенсировать воспитанникам вынужденную удаленность от мира природы, мы создали с детьми на участке своей группы огород, цветник, фито-уголок, альпийскую горку.

Близкий контакт с природной средой благотворно действует на здоровье и эмоции дошкольников. Солнечный свет, комфортная влажность воздуха среди растений, жизнерадостная цветовая гамма, запахи трав, цветов и деревьев являются эффективными средствами терапии.

Работа на огороде помогает решать мне множество воспитательно-образовательных задач, таких как:

  • формирование у детей элементарных системных знаний о размножении растений разными способами;
  • знакомство с разными семенами растений и приемами их посева;
  • установление экологической зависимости между растениями и неживой природой (почвой, водой, светом, теплом);
  • знакомство с правилами пикировки рассады;
  • составление экологических цепочек, с использованием моделей растений
  • закрепление и обобщение знаний детей о роли растении в жизни человека, зависимости его здоровья от наличия или отсутствия витаминов;
  • закрепление способов ухода за растениями;
  • знакомство с разными безопасными удобрениями (минеральными и органическими), их влиянии на рост и развитие растений;
  • воспитание интереса к трудовой деятельности по уходу за растениями с целью получения результата труда;
  • формирование интереса к огороду, знакомство с правилами гигиены при работе с землей, пробуждение желания узнавать новое о природе.

Для работы с детьми па огороде я составляю график работ, определяю содержание.

Содержание и перспективное планирование труда дошкольников  на огороде детского сада (старший дошкольный возраст).

Содержание трудовых действий следующее: полив, прореживание, рыхление, борьба с вредителями. С мая по сентябрь с детьми проводятся циклические наблюдения за всходами, ростом и плодоношением овощных культур. Со своей старшей группой мы срезаем и относим на пищеблок лук, укроп, петрушку, салат. Все содержание работы разделено мной на блоки: познавательный и практический. Познавательный блок включает: знакомство с целью и задачами проекта по созданию огорода на участке детского сада; разработку форм контроля знаний и умений воспитанников по уходу за овощами; организацию тематической выставки на тему: « Труд дошкольников на огороде»; проведение консультации для родителей своей группы на тему: « Организация детского труда на огороде» и организацию огорода на подоконнике в период с октября по март на тему « Зимний овощеград». В осенне-зимний период мои воспитанники занимаются исследовательской деятельностью на огороде, участвуют в выставке под названием «Чудо овощи причудливые овощи», делают поделки, игрушки на основе овощей, изготавливают птичьи кормушки из декоративной тыквы.

Практический блок предусматривает устройство самого огорода с созданием разных видов грядок — как традиционных, так и сюжетных; для охраны огорода с детьми и родителями мы создает разные огородные чучела — у нас это бабушка Мария Петровна и дедушка Иван Иванович; оформляем в группе методические альбомы под названием: « Загадки об овощах», «Бюро погоды», «Поговорки о природе»; совместно с детьми составляем таблицы, например: « Сроки высадки семян в грунт», «Глубина заделки семя в открытом грунте». разрабатываю памятки трудовых действий для моих детей по уходу за овощными культурами; в группе оформлена картотека под названием « Овощные культуры».

Также в своей работе я использую разработанное мною перспективное планирование трудовой деятельности с детьми в весенне-летний период на огороде участка своей группы.

В этом планировании познавательный и практический блоки предусматривают деятельность как в детском саду так в семье.

Опубликовано: 31.08.2016