Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Суркова Алина Ивановна
Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сказка»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Тетюши
Что самое главное в обучении пению? Можно дать множество ответов (например, научить петь чисто, выразительно и т.д.), и все они будут правильными, но, первоочередной задачей является воспитание у ребенка желание петь, пробуждение интереса к песне. Без искреннего желания научиться петь все ушло в этом направлении напрасно.
Чтобы увлечь пением подбираю песни, которые им нравятся. Если эти песни посвящены определенной тематике, я предлагаю детям боле понравившуюся из двух песен исполненных мной. Другая важная задача при обучении пению - это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку, научит его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего голоса. Чтобы воздействие песни стало эффективным и дети полюбили ее, я первую встречу с песней стараюсь провести ярко, предлагаю выразительное и эстетично.
Для этого использую разные формы. Для малышей чаще всего использую обыгрывание песни, показ игрушки, картинок. Для знакомства с известными песнями использую аудиозаписи. Но самое главное - яркое, образное, эмоциональное ознакомление с песней, которое содействует выразительному ее исполнению детьми, которое развивает их музыкально и вокально, способствуют легкости и точности усвоению песенного материала, помогает образованию у ребенка представления о песне, повышает интерес к разучиванию.
Для развития у детей музыкального слуха, вокально-хоровых навыков важно все используемые методы и приемы, выразительность показа педагога, и то, как дети расположены во время пения. Так, например, динамический и интонационный ансамбль зависит от правильного пространственного расположения поющих, поэтомудетей, интонирующих "хорошо" и "плохо", стараюсь чередовать, усаживая через одного.
Важно внимательно следить за осанкой детей во время пения (прямая спина, опора на пятки), каждое занятие начинаешь с освоения певческой установки, пока не выработается устойчивый навык. Объясняю знание дирижерского жеста, необходимость внимания к руке педагога.
Особенное внимание уделяю выработке певческого дыхания смешанного типа. Известно, что в силу физиологических особенностей развития у дошкольников невозможно выработать диафрагмальное дыхание, но максимально приблизиться к эталону вполне возможно, главное - поверхностное дыхание. Часто вдох у детей сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукопроизношению.
Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую следующие приемы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках); трепещущие на ветру перышки, оставленные улетевшими птицами; снежинки (из салфеток), которые как модно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом; так же, для развития дыхания использую упражнения по технике А.Н. Стрельниковой.
Так же, для развития дыхания использую приемы произношения текста с наращиванием слов, например:
- дед
- дед Мороз
- дед Мороз пришел
- в гости дед Мороз пришел
Каждое новое слово, словосочетание, предложение проговаривается на одном дыхании, это расширяет у ребенка объем легких. Исполнение скороговорок (например, "Егорка"), которая должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:
Как на горке, как пригорке
Жили тридцать три Егорки
Раз Егорка, два Егорка....
Чем больше Егорок сможет назвать ребенок, тем больше у него объем легких. Все эти игровые приемы доступны и вызывает интерес у детей, а это самое главное в работе с детьми.
Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость нижней челюсти. Для устранения этого недостатка в младшем дошкольном возрасте использую куклу с открывающимся ротиком, на которой модно показать, как правильно открывать рот (как кукла Катя, вниз широко и свободно), это преимущественно вертикально, способствует округлению звука. Поскольку навыки пения усваиваются постепенно, к этим требованиям возвращаюсь на каждом занятии - это способствует развитию навыков правильного звукообразования.
Опыт работы показал: существенного повышения качества проявления певческих навыков у детей можно достигнуть, постепенно и последовательно развивая у них навыки дыхания и дикции, чистого интонирования и силы голоса, а также способствовать расширению диапазона и напевности в пении через обогащение и расширение фонематических игр и упражнений.
Работая над звукообразованием в младшем дошкольном возрасте, прошу, чтобы они копировали меня при исполнении песни, и подстраивались к моему пению. Так как отправной точкой является эталон звука.
В работе над звукообразованием в старшем дошкольном возрасте использую голосовые игры - это интонационно-фонетические упражнения, в основе которых лежит фонопедический метод В.В.Емельянова. В песенках-играх я использую особые звуки, которые называются сигналом доречевой коммуникации. Эти звуки даны человеку изначально от природы. Эти игры разыгрываются вместе со взрослыми, включаясь в спонтанные голосовые музицирования. Детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития сценической речи и свободы самовыражения.
"Песня Бегемота" - способствует формированию гласного звука
"А".
"Ночная песенка филина" - способствует формированию звука
"У".
"Песенка про смех" - является упражнением, где активно включается в работу мускулатура нижней части туловища, что способствует активизации работы диафрагмы, которая как бы пульсирует.
Для развития нижней челюсти, я на занятиях широко использую артикуляционную гимнастику, она очень интересна детям, собирает внимание и в значительной степени активизирует речевой аппарат, который со временем приобретает гибкость и подвижность.
Артикуляция - это работа органов речи, а также их положение при произношении того или иного звука.
Дикция - ясность, разборчивость произнесения текста. Непременное условие вокального исполнения.
Для работы над артикуляцией при работе с детьми использую методику вокально - хорового пения М.Ю. Картушиной.
В работе над дикцией использую прием проговаривания текста одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет следить за правильным положением губ и точнее запомнить текст, что в свою очередь влияет на чистоту интонирования мелодии. Когда текст выучен, играем в игру на отгадывание фразы одного из куплетов песни, которую я проговариваю одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает к более четкому произношению слов . Далее это прием обыгрывается наоборот, дети проговаривают фразу, а я отгадываю.
Много внимания, усилий требует работа над развитием чистоты интонации. Ведется она в двух направлениях. С одной стороны, надо научить детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой - правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом. Для этого на музыкальных занятиях использую наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые приемы.
Наглядно-слуховые приемы включают:
- Проигрывание мелодии на фортепиано, металлофоне, чтобы дети лучше запомнили ее.
- Выразительное исполнение музыкального произведения воспитателем или чисто поющим ребенком.
- Слушание вокальной музыки (аудио запись)
- Отгадывание песни по мелодии, спетую или сыгранной педагогом.
- Использование музыкальных инструментов, сравнение звучания металлофона и фортепиано, барабана и других шумовых инструментов.
- Отгадывание песни по мелодии спетой или сыгранной мной на музыкальных инструментах.
Для развития музыкального слуха хорошо помогает, исполнение попевок, фраз, слов, распевок по принципу "Эхо".
Я пропеваю имя ребенка, дети повторяют за мной. Этот прием очень увлекает детей и активизирует их внимание и слух. Дети ждут когда я спою их имя, и наслаждаются когда другие распевают
Так же можно попросить ребенка пропеть свое имя самому после того, как ребенок пропел свое имя, обязательно эту фразу я проигрываю и пропеваю, чтобы ориентировать детей к эталлону певческого звучанию за тем за мной повторяют дети. Этот прием музицирования приносит общее воодушевление, радость исполнения активизирует робких и нерешительных детей.
Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность к индивидуальному исполнению, помогать пробрести веру в себя, освободиться от напряженности и стеснения.
Достижение чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам ( цепочкой).
Игра "Продолжи песню"- эта игра разнообразит многократное повторение песни.
Достижению чистого интонирования помогает исполнение, хорошо выученной не сложной песни, а капелла. Это учит их петь без сопровождения. Удобны для этой цели народные песни. Исполнение у детей а капелла способствует формированию более устойчивого ладотонального слуха. Перед исполнением я играю вступление к песне, дети начинают петь без сопровождения, если ошибаются, не чисто интонируют, я поддерживаю их своим исполнением, а с концом песни играю заключение или последнюю фразу, чтобы подвести их к исходной тональности. Этот приём приучает детей слушать себя, своих товарищей, оценивать качество исполнения.
Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально- дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать. Решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности. Помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми.
Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей и родителей – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.. Дети с огромным желание поют, проявляют огромный интерес к песням не только на занятиях, но и дома.
В будущем планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого своего воспитанника, используя наработанный опыт.
Литература
- Абелян Л. Как Рыжик научился петь. - М.: Сов. Композитор, 1989.
- Алексеева Л.Н. и Голубева Е.И. Певческая азбука. – Московская государственная консерватория им П.И. Чайковского, 2003
- Горохова Л.С. Вокально – артикуляционные упражнения в детском саду. – Архангельск: ГОУ СПО «Арх. пед. колледж», 2009.
- Емельянов В.В., Трифонова И.А. Фонопедический метод развития голоса: I уровень: Развивающие голосовые игры. – СПб.,1999.
- Картушина М.Ю. Вокально - хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально - хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий. + методические рекомендации к комплекту наглядных пособий Издательство «Скрипторий2003»2010,
- Щетинин Михаил - Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для детей - Издательство «Метафора»,2012 – М. 168 с.