Детское экспериментирование в условиях современного ДОУ

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Мяклова Наталья Анатольевна

Организация: МАДОУ детский сад №10

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Березовский

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек был успешным, умело ориентировался в постоянно растущем потоке информации, нужно научить его легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Развитие познавательной сферы, протекающей в форме экспериментальной деятельности - вопрос актуальный на сегодняшний день и  является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Поэтому необходимо создать условия для саморазвития личности каждого ребёнка. А саморазвитие возможно в деятельности, включающей  в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. В связи с этим детское экспериментирование, как истинно детская деятельность, представляет особый интерес для изучения и активного внедрения в практику детского сада.

Детское экспериментирование заключается в познании объекта в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Познавательная сфера - сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.

С самого рождения ребёнок является ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он НАСТРОЕН  на познание мира, он ХОЧЕТ его познать. Исследовать,  открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное! Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать,  а самое главное – самовыражаться, т.к. в основе  экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а это ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. И мы стараемся помочь детям стремиться к активной деятельности, не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию, а проведение исследований направить в нужное русло, сделав их полезными. 

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания задействованы все органы чувств. Каждому чувству и органу чувств соответствуют объекты чувственного восприятия:

  • орган чувства нос - воспринимает запах. Запах, это объект чувственного восприятия;
  • органы чувств глаза - воспринимают свет, цвет, формы предметов, их разнообразие, действия, движения;
  • орган чувств язык – воспринимает вкус;
  • орган чувства кожа -  воспринимает механические воздействия и тепловую энергию
  • органы чувств  уши – воспринимают звук;
  • орган чувства мозг – воспринимает мыслеобразы;
  • седьмое чувство, известное человеку, в обиходе называют чутьем, ученые интуицией.

Следовательно, исходя из выше сказанного, предполагаю, что чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в экспериментальном  процессе, тем  быстрее развиваются его познавательные способности и   повышается познавательная активность.

Проведение исследовательского поиска требует от детей специальных знаний, умений и навыков.  Целенаправленно обучая детей, даю им эти знания, развиваю и совершенствую необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • самостоятельно учу давать определения понятиям;
  • классифицировать, наблюдать;
  • под контролем взрослого проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Цель проектно-исследовательской деятельности – становление у детей дошкольного возраста  научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что их окружает.

А.Н. Леонтьев, С.Л. Новосёлова, Н.Н. Поддъяков и др. выделяют в детском экспериментировании, которое имеет непосредственное отношение к саморазвитию  основные положения:

  • экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников;
  • в экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.д. (продуктивная форма экспериментирования);
  • экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества;
  • в экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов;
  • экспериментирование во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже экспериментирования, но затем приобретает статус второго ведущего вида деятельности.  

Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.
При проведении детского экспериментирования обязательно учитываю следующую структуру:

  • постановку перед детьми проблемы, которую необходимо решить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотезы (т.е., поиск возможных путей решения);
  • проверку гипотезы (сбор данных, экспериментирование, реализация в действии);
  • анализ полученных результатов (подтверждение гипотезы);
  • формулирование выводов.

При планировании  детской  экспериментальной  деятельности обязательно включаю:

  • экспериментальную деятельность, организованную мною;
  • экспериментальную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды);
  • познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами экспериментирования;
  • демонстрационные опыты, реализуемые мною совместно с детьми;
  • долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Организуя экспериментальную деятельность с детьми-дошкольниками, придерживаюсь определённых правил, позволяющих успешно решить следующие задачи:

  • учить действовать самостоятельно и независимо, избегая прямых инструкций;
  • не сдерживать инициативы детей;
  • не делать за них то, что они уже умеют делать самостоятельно;
  • не спешить с вынесением оценочных суждений;
  • помогать  учиться управлять процессом усвоения знаний.

Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного использования методов и приёмов, которые способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.

В работе с детьми необходимо использовать принцип «от простого к сложному», ведь для детей экспериментирование - сложный способ познания, требующий большой предварительной подготовки и соблюдения правильных условий организации эксперимента:

  • положительное, ответственное отношение со стороны взрослых и детей, такие как: наличие заинтересованность, использование правил техники безопасности;
  • равенство условий для всех участников экспериментирования (достаточная оснащённость  необходимым оборудованием);
  • чёткие инструкции перед опытом, понятные всем и каждому;
  • стимулирование высказываний, суждений, выводов, первичных обобщений по результатам эксперимента.        

Для отслеживания результатов  экспериментальной деятельности пользуюсь следующими критериями эффективности:  

  • соответствие целей и согласованности моих действий с родителями и детьми;
  • создание условий для исследовательской деятельности детей-дошкольников в саду, родителями (законными представителями) дома;
  • самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности;
  • нахождение рядом взрослых, которые достаточно деликатны, чтобы ребёнка-исследователя не ломать, не навязывать ему своё видение мира, не подменять своими действиями. Ребёнок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познаёт мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребёнок пришёл самостоятельно (при умелом ненавязчивом руководстве взрослого);
  • презентация и оценка деятельности ребёнка. Те знания, которые ребёнок приобрёл самостоятельно в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Их важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребёнка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать презентацию результатов исследовательской деятельности ребёнка и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников. Ребенок  должен  знать,  что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. Перед ним стоит цель: научиться логично излагать свои знания, умения и навыки, освоенные в ходе опытно-экспериментальной деятельности, а также владеть умением отвечать на вопросы. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы.

Свою деятельность считаю инновационной, т.к. в работе с детьми использую:

  • комплект лабораторного оборудования «Атомы и молекулы», «Лаборатория воды», «Выращивание кристаллов» «Лаборатория звука», «Лаборатория ростка», «Магнитные эксперименты», «Лаборатория отпечатков пальцев». Эксперименты, проводимые с помощью данного оборудования относятся к естественным наукам, что позволяет ребёнку в доступной форме объяснить какое-либо явление существующее в природе.
  • цифровой микроскоп, с помощью которого в реальном времени на экране компьютера можно наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов, а также создавать снимки и видеозаписи протекающих в микромире процессов. Микроскоп позволяет: превращать обычные предметы в объекты исследования; формировать изображения предметов на экране компьютера; просматривать изображение на экране; делать видеозаписи.
  • ИКТ – технологии.

Применение ИКТ-технологий в процессе обучения детей экспериментированию позволяет:

  • показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре;
  • в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
  • поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к проведению опытно-экспериментальной деятельности. Помогает воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, а это, в свою очередь, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Для реализации всех выше перечисленных задач необходимо, чтобы каждое исследование  завершилось участием в конкурсах проектов детских исследовательских работ, как с участием слушателей (на муниципальном уровне),  так и без них  (заочное участие в окружных, всероссийских конкурсах).

Итак, удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской  деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, дети изучают себя и свои возможности, ищут способы измерения. Поиск подводит их к уникальному открытию того, что каждый человек обладает великими силами:

  • ума;
  • памяти;
  • мечты;
  • дружбы;
  • любви;
  • добра.

Я убеждена в том, что опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивает логику, образное мышление и воображение, способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.

И, конечно же, наградой за наши труды является уникальная возможность раскрыть  личность ребёнка, способную изобретать и использовать нестандартные решения в трудных ситуациях!  

 

Список используемой литературы:

  1. Ребёнок в мире поиска-О .В .Дыбина 2012г.
  2. Неизведанное рядом-О. В. Дыбина. Н. П. Рахманова.2011г.
  3. Познавательно –речевое развитие –Л.В.Рыжова.2015г.
Опубликовано: 07.08.2016