Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Карпова Анна Александровна

Организация: МАДОУ «2-Пристанский детский сад «Полянка»

Населенный пункт: Кемеровская область, д. Пристань-2-я

Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, который расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Что такое игра?

В Большом энциклопедическом словаре слово игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

В Российской педагогической энциклопедии: «Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними … одно из средств физического, умственного развития и нравственного воспитания».

В Педагогическом словаре слово «игра» отсутствует (есть только «игры детские»), а в Психологическом значится: «игра активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности».

Дети обожают играть. Игра для них не просто проведение времени, это основательное, полное смысла и крайне важное занятие. Взрослые не видят ничего особенного в играх ребенка, хотя им надо знать, что игра – это способ психического, социального и физического развития малыша. Так как, игра является способом познания мира, присущим лишь детям. Это трудоемкая работа для малыша. Выполняя работу, ребенок обучается жить в новом мире. Игра не преследует никакой цели, в отличие от любого действия взрослого человека. Игра является показателем приспособленности ребенка к миру, и насколько удачны его познания, в той или иной сфере деятельности.

Игра изумительно гармоничный способ научиться отношениям между людьми в реальном мире, ведь чем увереннее чувствует себя малыш в жизни, тем адекватнее он ведет себя и в играх. А так же способ релаксации, особенно при необщительности и замкнутости. Это тренинг вложенных природой генетических программ поведения, таких как воспитание детей, инстинкты самосохранения, отношение к своим и чужим, как победитель, или уступить, как строить, разрушать, драться, прятать и многое другое.

Игра – это коридор, который создает ребенок перед тем, как вступить в реальный мир полноценным его обитателем.

В конце дошкольного возраста появляются первые сущностные связи, характеризующиеся рефлексивностью предметного чувства – привязанность к близким людям. У детей намечаются особенности круга интересов, в рамках которого в будущем возможно образование сущностных связей с миром, формирование которых легче происходит в случаях, когда у детей достаточно полноценно представлены тесно связанные друг с другом главные для дошкольников стороны жизни. Это: ролевая игра, познавательная деятельность, средство выделения и моделирования, воссоздания в специально созданных условиях отношений между сверстниками и взрослыми. Из выше сказанного следует, что игра служит усвоением детьми социального опыта и отражает окружающую социальную среду человеческой деятельности.

Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений. Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны.

Игра отражает постоянное и инновационное в жизненной практике, а значит, является деятельностью, в которой неизменно отражаются именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу для развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

  • 1 группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
  • 2 группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
  • 3 группа – интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д. Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

Помимо нужного уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры необходимо коренное изменение отношений ребенка со взрослым. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.

Созидательная ролевая игра становится, по определению Л. С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника», в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями.

Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании роли творчества ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.

Режиссерская и образно-ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами.

В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных спортивных и печатных игр). Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерпевшие свой первоначальный смысл. Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре.

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры.

Для средних дошкольников важны отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому пятилетний ребенок, никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У  старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии:

  1. Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия;
  2. Дети 5-7 лет. Моделирование реальных отношений между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

Игра способствует  становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.

В развитой ролевой игре с ее сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

  1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей дошкольного возраста;
  2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся;
  4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют;
  5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Таким образом, игра является главной в сфере общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

В игре дошкольники учатся терпению и кооперативности – тем качествам, которые делают ребенка и взрослого партнерами, людьми, способными взаимно открыть друг другу мысли и чувства в интересах общего дела, без страха быть непонятным или обесцененным.

Таким образом, игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период, в котором идет активное развитие высших психических функций и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.

Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного «Я», проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

 

Список литературы:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999.
  2. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология. – М., Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  3. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. – 1969. - №1.
  4. Кулагина И. Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО.2000.
  5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т.1. – М., 1983.
  6. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.
  7. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.
  8. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., 1960.
  9. Якобсон П. М. Психология чувств детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. №1. – 1957.
Опубликовано: 28.06.2016