Использование коррекционно-развивающих технологий с детьми с общим недоразвитием речи

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Никитина Надежда Викторовна

Организация: МБДОУ ЦРР-ДС №17

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск

Разработанная воспитательно-образовательная система, включает в себя методы и приёмы развивающей педагогики оздоровления, позволяет объединить всех субъектов целевыми и деятельностными ценностями, позволяет обеспечить надёжный уровень подготовки (речевого, интеллектуального, психического), развития детей к школе с проблемами речи.

Основная цель системы

Развитие воспитанника, обладающегонадёжным уровнемречевого, интеллектуального,психического развития и положительных свойств личности.

Данная система позволяет решать следующие задачи          

1. Создать предметно-пространственную среду психолого-педагогической и речевой поддержки дошкольнику.

2. Способствовать максимально-полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в условиях реализации развивающей педагогики оздоровления.

3. Содействовать успешной социализации детей, посредством развития коммуникативных умений и навыков.

4. Способствовать повышению психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей по общему и речевому развитию дошкольников.

5. Воспитывать у детей ценностное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру и к людям.

И опирается на следующие принципы:

1. Принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованны и практически апробированы, направлены на укрепление здоровья.

2. Принцип доступности  – основывается на том, что весь материал и разделы используются только   в том случае, когда взрослые и дети осознают что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и применение найденных методов на практике.

3. Принцип интегрированности – решение оздоровительных задач в системе «детский сад – дом» по возможности во всех видах оздоровительно-воспитательно-образовательной деятельности, где игра основной метод организации. Такой выбор объясняется тем, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части занятия просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.

4. Принцип активности и сознательности.

5. Принцип адресности и преемственности – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья.

6. Природосообразности – отношение к человеку как к части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды.

7. Деятельностно-рефлексивный принцип, направленный на развитие культуры рефлексии ребёнка в различных проблемных ситуациях, на анализ собственных действий и поведения, установление связей и причин.

8. Принцип учёта индивидуально-дифференцированной направленности         содержания, форм и методов образовательно-воспитательного процесса.

9. Принцип субъект-субъектного целевого взаимодействия родители-дети-педагоги.

10. Принцип общего психического  пространства.

11. Принцип системности и последовательности.

12. Принцип комплексного подхода.

13. Принцип игрового познания.

14. Принцип прочности усвоения знаний.

15. Принцип комплексности предусматривает комплексное решение задач образования, воспитания и развития личности.

16.  Принцип формирования осмысленной моторики.

Работа в данных направлениях строится на основе коррекционных программ и оздоровительно-развивающих технологиях:

- Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»;

- Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи» (старшая группа детского сада);

- Г.А.Каше, Т.Б. Филичевой «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (подготовительная к школе группа)»;

- О.А.Степанова Организация логопедической работы в ДОУ;

- М.Ю. Картушина Зелёный огонёк здоровья;

- В.Г. Алямовская  Здоровье;

- В.Т.Кудрявцев- «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 -7лет»;

- М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду;

- Л.П. Савина  «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

- М.И. Чистякова – психогимнастика;

- А.А. Уманская -  «Девять волшебных точек»;

- А.Н. Рельникова – дыхательная гимнастика;

- Е.А. Пожиленко, А.К. Назарова – постановка и автоматизация поставленных звуков;

- М.Н. Кузнецова – оздоровительные технологии;

- Н.М. Безруких – сенсомоторное развитие;

Медико-психолого-педагогический мониторинг, в данной системе рассматривается как метод управления процессом оптимизации здоровья и физического развития детей.

При организации предметно-развивающего пространства в группе создаётся    условия для сознательно-стимулирующей деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.

Среда и созданные вмести с детьми центры, и уголки подсказывают ребёнку, чем можно заняться, а «специальное» игровое оборудование и игрушки помогают сделать занятия увлекательными.

Так, например, в центре «Речецветик» необходимо сконцентрировать различные пособия по развитию мелкой моторики, пособия на развитие дыхания: альбомы с речевыми упражнениями, предметные и сюжетные картинки, алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах,  предметные, сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

У нас в детском саду  живут «волшебные предметы»: зеркала (Гномик, Принц, Принцесса, Клоун), грустный и весёлый «Кубарик», они помогают детям расслабиться, раскрепоститься, представить себя в роли сказочного героя и тем самым решить очень сложную задачу;  есть у нас чудо – бинокль «зоркий глаз», который показывает ребятам завтрашний день любого дела. Его положительные и отрицательные эффекты. Волшебное зеркало и Цветик- семицветик. Зеркальце подсматривает настроение малышей и отмечает на его лепестках цветка.   С помощью «шапки – невидимки» ребята могут узнать, о чём мечтает мальчик, на что жалуется дерево, от чего удивилась тучка. Чудо – телевизор, волшебный компьютер, машина времени, которые придумали ребята вместе с взрослыми, помогают им разобраться в вопросах: Зачем, Откуда, Почему?  Волшебная шкатулка желаний, которая помогает планировать детскую деятельность: «Предлагаешь – выполняй».

Важным моментом в познавательно-речевом  направлении является то, что задачи речевого развития интегрируются в разные виды и формы организации детской деятельности. Структура любого занятия имеет свою особенность. Каждое занятие начинается с минутки вхождения в тему занятия, с использованием разного вида массажа и самомассажа: «Озорные мишки» (активизация мимических мышц лица), массаж дарами природы, который способствует развитию тактильных ощущений. Обязательным компонентом в середине занятия являются релаксационные минутки,  динамические паузы с элементами  пальчиковой гимнастики. Заканчивается любое занятие ходьбой по «Тропинке здоровья» по «Пути Здоровейки» - который улучшает эмоциональный настрой.

Физкультурно-оздоровительное направление включает набор оздоровительных методик, приёмов, способов: дыхательная гимнастика, «Пробудки» - гимнастика пробуждения после сна, разные элементы видов  массажа; пальчиковая гимнастика,  гимнастика для профилактики зрения; аквапроцедуры, динамические паузы, игры и упражнения по профилактики и коррекции речи, плоскостопия, осанки; оздоровительные дорожки.

Пальчиковые игры: с использованием фольклорных форм позволяют превратить скучные занятия в увлекательные.

Неотъемлемой частью оздоровительного режима в группе являются дыхательные гимнастики, способствующие развитию и укреплению грудной клетки. Эти упражнения включаются в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна. Дети сравнительно легко приспосабливаются к выполнению дыхательных упражнений, которые проводятся в игровой форме. Детям, имеющим заболевания органов дыхания, предлагаем  надувать по два воздушных шарика ежедневно.

Особой популярностью пользуются у детей мимические разминки и гимнастики М.И.Чистяковой, которые стимулируют развитие мелких мышц лица и мимики.  Особое место в режиме дня занимает гимнастика для глаз, способствующая снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения. Проводятся эти комплексы по нескольку раз в день перед серьезной зрительной работой и после нее.

Мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы являются игры с песком, с помощью которых решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи.

Работая с песком,  педагог вместе с детьми реально проживает целые истории, которые способствуют не только развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, но и помогает вовлечь ребёнка в активное речевое общение.     Очень нравится детям алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита.   В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.

Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы являются хорошо знакомыми и доступными детям. К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанки, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха.

Динамические паузы  хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Важной составляющей художественно эстетического направления является музыкально - логоритмические занятия, которые включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

Весь воспитательно-образовательный процесс строится с учётом алгоритма дня «Ступеньки проживания». Наш день начинается с вечера: «Удачная подготовка – это подготовка к удаче».

Вечерний  круг благодарения «рефлексивные минутки»:

- что вам доставило радость сегодня?

- За что сегодня каждый из нас может сказать спасибо себе, друзьям, взрослым, детскому саду сегодняшнему дню (заполняется групповой альбом «Наша встреча с радостью» со схематичными рисунками)

- от кого каждый из нас заслужил благодарность – личные копилки благодарности;

- взрослый сообщает детям свои рефлексивные ощущения;

Первые приходят дежурные по сюрпризам, по договорённости меняют обстановку в группе, украшают, включают музыку, готовят сюрпризы, устраивают костюмированный приём;

дежурный по здоровью придумывает содержание гимнастики, игр;          

дежурный по питанию вместе с помощником воспитателя, поваром придумывает интересные весёлые истории, загадки – секреты;

минуты заботы и внимания (помочь полить цветы, подклеить книги).

Используется в работе ритуал приветствия: «Круг здоровья, цепочка добрый слов, секрет и д.р.»

Осуществляется поиск своего «я» в мозаике дня по заявке вчерашнего дня.

В алгоритме дня предусмотрены минутки  аквапроцедур, с полосканием горла клокочущей водой под музыку (ритм полоскания горла  и музыки должен совпадать), различные виды массажа, логоритмические минутки.

Заканчивается день вечерним кругом благодарения и проектирования завтрашней успешности.

На пути оптимизации здоровья и физического развития детей большое значение играет семейное воспитание. Одна из основных задач работы в данном направлении - вовлечь родителей в орбиту здоровьеформирущей деятельности, через интересные для них формы работы и наделить методами и приёмами работы с проблемными детьми.

Любая из форм имеет свою «изюминку». Это не просто встречи с родителями, это проживание с родителями собственного дня малыша.  Вооружив родителей знаниями и умениями в зависимости от проблем их ребёнка, мы учимся с родителями играя решать сложные задачи.

Результатом такого общения становится понимание семьёй необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребёнка.

Большой популярностью у родителей пользуется «Потфолио дошкольника», это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности.   Итогом работы станет  выпуск альбомов «Книга памятных встреч», «Герб моей семьи»,  «Семейные династии», «Мы ими гордимся», разнообразные совместные выставки.

Применение коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе даёт положительный результат и   позволяет добиться следующих результатов:

- у детей повышается  сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, что подтверждается значительным уменьшением частоболеющих детей;

- у детей наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи;

- воспитанники социально активны;

- вмести с детьми у родителей повышается интерес и знаниевая компетентность в области здоровья.

 

Литература:

  1. Валявко, С.М. Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2014. - №1. Иванец, Е. С.  Дышим интересно: интеграция дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой с ритмической гимнастикой для ДОУ / Е. С. Иванец // Здоровье дошкольника. - 2014. - №2.      
  2. Заиграева, Н.  Формирование у старших дошкольников с нарушениями речи способности к вербализации гендерных представлений / Н. Заиграева, С. Гончарова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №4
  3. Корягина, Е.  О связи моторного, психического и речевого развития ребенка с ОНР / Е. Корягина, И. Парфененкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №7.
  4. Кулакова, Л. Развиваем речь детей-дошкольников / Л. Кулакова // Коррекционно-развивающее образование. - 2014. - № 1. Мамаева, Н. Л. Использование здоровьесберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольнико / Н. Л. Мамаева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №10.
  5. Марченко, Т.М. Детско-родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями речи  / Т. М. Марченко // Дефектология. - 2014. - №1.
  6. Мухина, А. Я. Речедвигательная ритмика: виды коррекц. работы с использованием технологии речедвигат. ритмики по преодолению общ. недоразвития речи у детей, авт. методика, пл. практ. занятий и комплексы    упражнений/ А. Я. Мухина. - Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
  7. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальностям 031800 - Логопедия, 031900 – Специал. психология, 03200 – Специал. дошк. педагогика и психология/ С. Н. Сазонова. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007.
  8. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно : система коррекции общ. недоразвития речи у детей 6 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. - Москва: Гном и Д (Казаков), 2001.
  9. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 050715 (031800) - Логопедия/ Г. Р. Шашкина. - Москва: Academia: Академия, 2005.
Опубликовано: 26.06.2016