Музыкальное воспитание в детском саду как аспект целостного процесса образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Воробьева Наталья Юрьевна
Организация: Многопрофильный лицей №1501
Населенный пункт: г. Москва
За свою многолетнюю профессиональную деятельность в должности музыкального руководителя мне довелось работать в разных дошкольных учреждениях и со здоровыми детьми и детьми, имеющими различные отклонения в здоровье: дети с ослабленным зрением, дети- дауны, дети-аутисты, дети, имеющие логопедические проблемы и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
А т.к. детей с ОДА становится с каждым годом всё больше , и я имею наиболее длительный период общения именно с ними, я бы хотела поделиться своим опытом работы с такими детьми.
Самое главное в моей работе - это тесная практическая взаимосвязь и доверительное сотрудничество со всеми специалистами и педагогами дошкольного учреждения с целью профессиональной коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников.
И начинается моя работа в начале учебного года с изучения листков здоровья на каждую возрастную группу, которые я получаю от медицинского персонала детского сада. В данных листках указаны не только диагнозы ОДА (косолапость, плоскостопие, искривление позвоночника), но сопутствующие и другие диагнозы ребёнка, с учётом которых я простраиваю свою работу, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Всё, что МОЖНО и чего НЕЛЬЗЯ делать данному ребёнку самым строжайшим образом учитывается при выполнении музыкально- ритмических движений, при постановке танцевальных номеров.
Большая совместная работа у меня ведётся с ВОСПИТАТЕЛЕМ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ. С ним я работаю вместе уже больше 30 лет. Чётко по месяцам у нас расписаны задачи по развитию движений в каждой возрастной группе. И, если мне необходимо, чтобы дети умели делать круг, ходить в хороводе, строить пары, выполнять какие-то танцевальные движения, то в этом мне оказывает поддержку воспитатель по ФИЗО.
И я, и воспитатель по ФИЗО следим, чтобы у детей была правильная осанка, чтобы дети двигались легко, без напряжения, ходили прямо и свободно.
Для этого мы используем одни и те же игры и упражнения, в ходе которых решаем конкретные задачи. Это игры на расслабление и укрепление мышечного аппарата («Шалтай- болтай», «Сидим на диване», «Тающее мороженое» и другие), а также много ритмических игр со словом: «Из-за леса, из-за гор», «Солнышко- вёдрышко», «Дуйте, дуйте ветры в поле»).
Все специалисты, работающие с дошкольниками на данном этапе, отмечают всё увеличивающееся количество детей с логопедическими проблемами. И, конечно, ЛОГОПЕД- это педагог, с которым я сотрудничаю самым тесным образом.
После написания сценария на утренник, первый , кто его видит- это логопед. Педагог просматривает весь литературный материал и распределяет стихи между детьми, учитывая их проблемы с произношением звуков. А затем работает с детьми над стихами (на только над ясностью произношения, но и эмоциональностью и выразительностью исполнения).
Ну и конечно, особенно тесно я работаю с воспитателями. У нас есть тетрадь по взаимодействию, куда я вписываю тексты песен, которые мы разучиваем на занятиях, либо какие-то задания по решению музыкально-ритмических задач (отработка танцевальных движений, упражнения на ориентировку в пространстве).
Я осуществляю помощь воспитателям в проведении утренней зарядки (воспитатель по ФИЗО предлагает комплекс, а я подбираю музыкальное сопровождение).
Воспитатели используют предлагаемую мной музыку для засыпания (релаксирующую, расслабляющую: это могут быть звуки природы, колыбельные песни, классическая музыка). А также «музыка пробуждения» (что-то ритмичное, энергичное, танцевальное), детские песни В.Шаинского.
Таким образом, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ И СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА всего педагогического коллектива помогает детям-дошкольникам, имеющим отклонения в здоровье, к моменту поступления в школу улучшить, а то и снять многие медицинские проблемы, что подтверждается заключениями врачей-терапевтов, хирургов, невропатологов.