Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Александрова Ирина Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 49»

Населенный пункт: Республика Чувашия, г. Чебоксары

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад.

На сегодняшнем этапе можно выделить одну большую проблему - проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

Пути решения обозначенных выше проблем, Ю.П. Дубенский видит в объединении усилий и единстве целей и задач между родителями и педагогами в социально-нравственном воспитании дошкольников, которые учатся жить в настоящее, быстро меняющееся время. Именно на дошкольном этапе детства закладывается основная база развития человека. Какими взрослыми людьми станут сегодняшние дошкольники, напрямую зависит от совместной ежедневной работы родителей и педагогов [1].

Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимы для развития личности ребенка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребенка свое предназначение. Так, вариативно используя все компоненты - помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребенку на протяжении всего времени его нахождения в дошкольном учреждении (в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, непосредственной образовательной деятельности) [1].

Предлагаем уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой социальных приоритетов, нравственных, семейных ценностей. Включать в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты. Проектная тематика проектов может быть следующей: «Традиционная русская игрушка», «Здоровье нации в наших руках», «Новейшие разработки российских ученых и их вклад в мировую науку», «Наша дружная семья».

Эффективными формами для сплочения детей, родителей и педагогов-наставников в социально-коммуникативном обучении и воспитании старших дошкольников являются:

  • семейные прогулки выходного дня, с посещением кинотеатров, музеев, выставок.
  • совместные чаепития в группе детского сада, где можно поделиться разными секретами: от лично подобранных приемов и «рабочих фраз» при столкновении с детскими капризами и истериками, до красиво оформленных и аппетитно поданных простых блюд для детей-малоежек.

Работу с родителями, как в проектной, так и других видах деятельности А. Я. Данилюк и А. М. Кондаков предлагают использовать в нетрадиционной форме общения. Авторы считают, что порой, из-за нехватки свободного времени, у родителей и воспитателей нет возможности остановиться, поговорить, обсудить возникающие вопросы и проблемы дошкольника. Поэтому приходится искать другие пути общения с родителями [2].

В воспитании детей дошкольного возраста особое место занимает выбор и чтение книг. Важно знакомить детей с правильно выбранной по содержанию книгой, а не останавливаться на яркой обложке, которая привлекает внимание детей. Родители, сами читающие книги, показывают пример и тем самым прививают любовь к чтению с малых лет своим детям [3].

В беседах и обсуждениях с родительским комитетом о выборе, приобретении и пользе развивающих игр, не только для детского сада, но и в домашних условиях мы говорим на родительских собраниях. Сейчас в магазинах огромный выбор развивающих игр, нужно только время и средства, чтобы подобрать игры в соответствии с возрастом и интересами детей.

Воспитание ребенка на личном примере, приобщение его к посильному труду, разнообразная совместная деятельность с ребенком, обучение путем объяснений, положительная мотивация – вот основы воспитания, на которые опирались наши предки и которые актуальны до сих пор. Ведь мы, взрослые призваны воспитывать и выпускать в жизнь самостоятельного, трудолюбивого, разносторонне развитого, смелого, волевого, коммуникативного, доброго, внимательного человека. Следует просто любить своих детей, прислушиваться к их желаниям, проблемам, высказываниям. Нужно стать для ребенка настоящим другом, которому не страшно рассказать о своих переживаниях и трудностях. И тогда, я верю, люди станут добрее, отзывчивее, будут смотреть друг другу в глаза, а не в телефон, улыбаться, а не хмуриться – но, начинать нужно с себя и маленьких детей.

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дубенский, Ю.П. Воспитание и социализация личности / Ю.П. Дубенский. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2011. - 259с.
  2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва : Просвещение, 2010.
  3. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
Опубликовано: 09.04.2018