Современные формы взаимодействия детского сада с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Бушуева Светлана Степановна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 29 «Вишенка»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам. В Стандарте (п.1.6) большое внимание уделяется работе с родителями: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка», где родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Предъявленные требования по новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.

Проблемы взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждаются педагогами и психологами-практиками и находят отражение в многочисленных трудах. Исследования, проведенные Т.А. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие, как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве, настороженное и недоверчивое отношение к детскому саду.

Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Т.И. Гризик, А.А. Гуз, Н.И. Сертаковой опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

Опираясь на методические разработки, выше перечисленных авторов, я стараюсь наиболее полно использовать весь потенциал традиционных и современных форм сотрудничества с родителями в контексте ФГОС ДО. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Они направлены на установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Я считаю, что у педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Хочу представить свой опыт работы с родителями, поделиться теми формами взаимодействия, которые на мой взгляд, направлены на решение задач, поставленных ФГОС ДО.

Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). Коррекционное направление работы является приоритетным, его цель - выравнивание речевого и психического развития детей.

Прежде всего, я стараюсь установить с родителями доброжелательные отношения, заинтересовать родителей, сформировать у них положительную мотивацию. Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями.

Я пытаюсь привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций, которые они ежедневно в устной форме получают вечером, когда приходят за детьми, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. На вечернем сборе с детьми обязательно проговариваю, что нового и интересного они узнали за день, а родителям предлагаю спросить у своих детей, чем запомнился ему день, чему научился, с кем играл и в какие игры.

Современные мамы и папы, в большинстве своем, люди грамотные, осведомленные и, конечно, на их взгляд, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Я использую в своей практике вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность через такую форму работы, как «День дублера». Эта форма работы позволяет раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать методы и приемы работы с детьми. Родители в этот день выполняют роль воспитателя, становясь активными участниками образовательного процесса.

На начальном этапе внедрения этой формы работы я применяла эпизодические посещения. Так, например, вечером, я приглашала родителя пройти в группу понаблюдать, чем заняты дети и самому включится в игру или какую – то другую деятельность. Так одна мама, наблюдая за моей работой по обучению детей рисованию, тоже решила попробовать свои силы и научить детей рисовать «Зимние узоры». Получив консультацию, с удовольствием попробовала себя в роли воспитателя. Папа другого воспитанника был приглашен провести с детьми утреннюю гимнастику, а после завтрака он из конструктора помогал мальчишкам строить военный транспорт. Радости у детей не было предела. Дедушка воспитанника обучил детей игре в шашки – провел турнир среди детей и пап. Такая форма работы с родителями позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями.

Очень удобной и эффективной формой работы с родителями считается наглядная информация. Отличным средством привлечения внимания взрослых являются информационные стенды, так как они имеют огромные возможности для освещения педагогического процесса.

Уголок для родителей — привычный и давно используемый способ знакомства родителей с жизнью группы. Он дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. При оформлении информационного материала я учитываю следующие критерии: доступность, эстетичность, безопасность, краткость, сменяемость. Информация в уголке меняется по мере необходимости: каждый день, каждую неделю, в соответствии с лексической темой. Чтобы родители заметили новую информацию, иногда оставляю некоторые окна пустые на один - два дня. Здесь же находят свое отражение и достижения детей, родителей, педагогов. На них я помещаю почетные грамоты, благодарственные письма, полученные за участие в конкурсах, мероприятиях разного уровня. Каждый день насыщен интересными событиями. Чем запомнился каждый день, родители так же могут узнать в представленной информации.

Родители всегда испытывают гордость за своего ребенка, и в конце каждой недели для родителей организуется выставка детского творчества. Есть в практике и индивидуальные выставки детских работ.

Хочу поделиться такой формой работы как выпуск газет. На праздник, посвященный дню защиты детей, я предложила родителям признаться малышам в своей любви! Сколько же времени провели возле этой газеты не только дети, родители, но и все наши сотрудники, впитывая и унося с собой частичку любви.

В этом году к 8 марта я предложила нашим мамочкам порассуждать на тему «Что такое счастье» и одновременно спросила у детей «рецепт маминого счастья», получилась очень интересная и познавательная газета. Особенно ценны, на мой взгляд, газеты, выпущенные родителями, в них они отмечают интересные события из жизни семьи: «Наши новогодние каникулы», « Выходной день семьи», « Я дома».

Познавательная форма работы с родителями – тренинги, призвана повышать их психолого-педагогическую культуру, способствовать изменению взглядов на воспитание ребенка в условиях семьи, своего отношения к поведению и взаимодействию с ним, сделать их более открытыми и доверительными. В группе прошли родительские тренинги на тему: «Использование мотивирующей оценки для дошкольников», «Играем - изобретаем», «Социо-игровой тренинг».

На сегодня наибольший интерес для меня представляет такая форма работы с родителями как совместный проект. В ходе изучения лексической темы «Животные» у моих воспитанников возникло очень много вопросов: чем питается олень, зачем слон обсыпает себя песком, умеет ли плавать белый медведь. Я попросила ребят рассказать о животном, которое их заинтересовало, выполнить творческую работу с их изображением или принести фотографии, подготовить презентации, а родителей помочь им в реализации задумок. Выставка не смогла поместиться в рамках задуманного, даже сотрудникам детского сада захотелось принять участие! Здесь были и рисунки , и вышивка, и поделки из соломки, аппликация и огромное количество фотографий. Ребята с большим увлечением рассказывали всем, заинтересованным выставкой. Этими знаниями дети поделились с ребятами средней группы. Все участники были отмечены дипломами, медалями в своей номинации и раскрасками «Животные России».

Во время изучения темы «Наш город», я заинтересовала детей и родителей проектом «Улица, на которой я живу и которую люблю». Родители вместе с детьми подготовили презентации улиц, на которых они живут, вместе узнав много интересного из истории города: какая улица самая длинная, самая короткая , почему улица Талнахская получила такое название, в честь кого названы улицы Бегичева, Нансена, Анисимова. По завершению проекта я пригласила детей подготовительной группы совершить увлекательное путешествие по улицам нашего города на воображаемом автобусе. Ребята моей группы выступали в роли экскурсоводов. Были приглашены и родители. Мероприятие получилось очень познавательным и интересным.

Не оставил никого равнодушным проект «История моей Семьи в истории моей Страны». Ведь Родина, а значит, и ее история, для ребенка начинается с самых близких и родных – своей семьи. Немало пришлось потрудиться мамам и папам в поисках фотографий, историй и воспоминаний: кто из родственников где родился, где жил, кем трудился на благо страны, где воевал, защищая страну от фашистов, за что были получены ордена, медали! Сколько открытий для себя сделали сами родители: одна семья, так увлеклась своими корнями, глубоко уходящими в окрестности Байкала, что даже нашли общих родственников. Не обошли семьи и репрессии, не обделены деды славой за мужество и отвагу в тяжелые военные годы. Какое творчество проявили мамы, папы, дети в оформлении работ: это и карта истории, и календарь, и древо, и книга-летопись, как старались сами ребята: кто подписывал имена родных, города, профессии, кто рисовал своих дальних родственников из-за отсутствия фотографий, а сколько совместных впечатлений и переживаний! Все эти рисунки и надписи пронизаны любовью и гордостью за свою семью и Родину.

Другой формой работы с родителями является организация различных конкурсов. Во время изучения темы «Семья» в группе прошел замечательный конкурс «Календарей памятных дат». Дети наперебой рассказывали, как вечерами выбирали фотографии с самыми яркими событиями их жизни! Результат превзошел все ожидания! На выставке предстали: Календари-афиши, перекидные Календари, Календари-клумбы, Календари-часы, Календари-плакаты, пронизанные глубокой нежностью и любовью к своей семье. Каждая семья получила диплом победителя.

Хочется рассказать о конкурсе «Машина моей мечты». Целый месяц я с ребятами работала над темой «Транспорт». Они рисовали, лепили, фантазировали, строили, конструировали, играли с ним. По окончанию темы я предложила создать свою машину, используя для воплощения своего замысла природный и бросовый материал. С каким вдохновением рассказывали ребята о машине своей мечты: что она умеет делать, как передвигается и главное (!), как они ее вместе с мамой и папой придумали и сделали! Рассказывая, они старались следить за поставленными в речи звуками, за грамматически правильно построенными предложениями, соблюдая структуру рассказа.

Не секрет, что детям сейчас читают мало, а в некоторых семьях не читают вообще. Чтобы исправить эту ситуацию я ежегодно к неделе Детской книги предлагаю родителям вместе с детьми выпустить самодельную книжку с иллюстрациями, чтобы ребенок мог рассказать ее своим друзьям. Темы разные: русские народные сказки, произведения детских писателей, наш город. К концу изучения темы «Космос», я предложила выпустить книжку «Моя семья летит в Космос»! Почти все книги были иллюстрированы самими ребятами, чем они очень-очень гордились. В конце недели я с удовольствием вручила ребятам и родителям грамоты с победами в разных номинациях: за «Самое познавательное путешествие в Космос», «Самое фантастическое путешествие».

Досуговые формы работы с родителями - самое привлекательное направление, потому что позволяет родителям приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительским коллективом в целом. Ежегодно в группе проходит фестиваль семейных спектаклей. Это всегда незабываемый праздник. Когда я впервые предложила родителям организовать такой праздник, то, было чувство, что меня не слышат. Первыми подхватили идею мамы из родительского комитета, они объединились, пошли разговоры в приемной о написании сценария, распределении ролей, совместных репетициях. Глядя на них, загорелись желанием и другие семьи. Было приятно смотреть, как они шепотом обсуждали организационные моменты, договаривались о времени прихода за детьми, чтобы отрепетировать какие-то сцены. Дети рассказывали, как ходили на выходные в гости «на репетиции». А потом, приемная стала постепенно заполняться афишами – их было решено вешать на детские кабинки – все как в настоящем театре: режиссер, актеры, художники по костюмам. И вот за чашкой чая в один из вечеров мы смотрели премьеры: сколько было эмоций! Оказалось, что многие мамы-режиссеры завидно пишут стихи, переделывая знакомые сказки в познавательные и современные. А как чудесно играют папы-актеры! Два последних года стало традицией открывать фестиваль театров премьерой кукольного спектакля, который показывают выпускники группы. Готовимся мы к нему очень ответственно, так как именно он служит показателем того, чему научились наши дети: чистой, красивой, выразительной и грамотной речи. А закрываем фестиваль тризовской сказкой «Теремок», в которой принимают участие и взрослые и дети.

На 23 февраля я решила провести не совсем обычный праздник - семейную игротеку. Каждая семья приготовила презентацию своей любимой игры. Начали мы это мероприятие с игр по социо – игровой технологии, в которые играем с детьми в течение дня. Игры для рабочего настроя (приветствие; встать по пальцам; команда рукам, команда ногам), игры разминки (японская машинка, живые звуки). Затем дети представляли свои любимые семейные игры, в которые мы все с удовольствием играли. Игры были самые разнообразные. В конце мероприятия мы провели « Веселые старты» между командой детей и родителями. Этот праздник очень сдружил всех участников между собой. Мы решили его сделать традицией нашей группы.

Для определения эффективности своей работы с родителями я использую анкетирование, оценочные листы. Выявленные результаты свидетельствуют о проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми, стремлению взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем, размышлению родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.

На сегодняшний день можно сказать, что в моей группе сложилась определенная система работы с родителями. Использование активных форм работы дает устойчивые положительные результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками педагогического процесса, помощниками воспитателя. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду продолжать искать новые формы сотрудничества.

Используемая литература:

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями – М.: Сфера, 2002. - 120 с.
  2. Иванов А.Г. « Социально – личностное развитие детей посредством взаимодействия ДОУ с семьей в период реализации ФГОС ДО» // персональный мини – сайт http://nsportal.ru/ivanov - aleksey-gennadevich.
  3. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е Верховкиной, А.Н. Атаровой.- СПб.:КАРО, 2015.
  4. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012.

 

 

Опубликовано: 01.11.2017