Развитие ассоциативных образов у детей 3 года жизни в рисовании на основе интеграции игры, движения, коммуникаций

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Гранкина Наталья Петровна

Организация: ЮФУ, МБДОУ №9

Населенный пункт: Ростовская область, г. Батайск

Художественно-эстетическое развитие как образовательная область ФГОС ДО позволяет ребенку познавать окружающий мир художественными средствами, образами, знаками и символами. Л.С. Выготский, разрабатывая культурно-историческую концепцию развития ребенка, особо отмечал знаково-символическую систему в становлении связей ребенка и окружающего мира. Изобразительное искусство как специфическая форма отражения окружающей жизни, позволяет развивать у детей дошкольного возраста практически все психические процессы: восприятие, память, речь, мышление, воображение и др., необходимые для дальнейшего развития личностных качеств и творческих способностей (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А Флерина и др.). В процессе изобразительной деятельности формируются представления об окружающем предметном и социальном мире, о ценностях культуры, природы, человека. Общение ребенка с раннего детства с красками позволяет ему почувствовать мир красочным, веселым, фантазийным. Создавая с помощью непроизвольных линий, цветных пятен собственный мир, ребенок создает этот мир по-своему усмотрению и погружается в созданные художественные образы, дорисовывая их в своем воображении, речи, включает в собственную игру, постоянно изменяя и образ и мир в своих представлениях. М.Н. Ахметова, Г.Ю. Максютова пишут о «личном пространстве» ребенка в процессе рисования как диалогического ассоциативного внутреннего поля взаимодействия «Я» с воображаемым «другим» или «другими». Авторы говорят о встрече ребенка с самим собой, где творчество делает его свободным. Ребенок активно взаимодействует с внешним миром, передавая его отличительные особенности в художественном образе. У ребенка в процессе восприятия реального мира, образного и природного складывается особый детский мир отношений с культурой, природой, человеком, самими собой (Р.М. Чумичева).

Рисование является первым видом деятельности, в которой ребенок учится передавать свои впечатления об окружающей действительности не слов и речью, а посредством художественных образов, знаков, символов, а слово лишь дополняет созданные образы. Специфика детского творчества малыша состоит в том, что он создает объективно новое по причине отсутствия определенных знаний и навыков, опыта системно наблюдать, анализировать и воспроизводить (Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева и др.). Основные способы и приемы развития образного мышления средствами изобразительного искусства находим в трудах Т.С. Комаровой. Автор отмечает, что образное мышление влияет на развитие функций правого полушарий головного мозга ребенка (холистическая, или нелинейная). Развивая правое полушарие у детей, мы подготавливаем их психическую деятельность к формированию интуиции: созерцание, комбинирование образов, способность постигать истину средствами ее непосредственного усмотрения без логических доказательств. Развивая сенсорный опыт ребенка, отмечает Т.С.Комарова, и эстетические представления об окружающей действительности средствами изобразительной деятельности, педагоги создают условия не только для расширения средств и способов познания мира, а самое главное для его творческой переработки и воспроизведения в новых образах.

В педагогической науке проблема развития ребенка младшего дошкольного возраста в процессе рисования в современных реалиях информационного пространства изучена недостаточно. Свободное пользование ребенком с раннего возраста виртуальными средствами и образами на ряду с кистью, карандашами, красками, создает несколько иную более интенсивную среду художественно-эстетического развития ребенка, его восприятия, воображения, коммуникаций и др. «Виртуальная реальность, пишут М.Н. Ахметова, Г.Ю. Максютова, – это та среда, ассоциативно-эмоциональное пространство, где нет границ. И в то же время это особое культурное пространство, влияющее на формирование образа «Я» (Ахметова, М. Н.Максютова , Г. Ю. « Ассоциативное пространство как условие «встречи» успешного старшего дошкольника с самим собой.//Гуманитарный вектор. Выпуск 4(36). – 2013,246).

Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме раннего художественно-эстетического развития ребенка, возрастает понимание его роли в развитии современного общества как среды воспроизводства культуры и человеческого капитала, актуализируется поиск инновационных форм и методов организации детских видов художественно-эстетической деятельности. Актуальность проблемы определяется требованием ФГОС ДО к развитию творческой инициативности и самостоятельности ребенка, его личностных смыслов в открытии мира и практического творческого опыта в создании образов этого мира. Стратегия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определена направленностью и последовательностью развития основ художественно-эстетической культуры ребенка. Согласно мнению И.А. Лыковой, основными методами современного художественного образования дошкольников, выступает многообразие методов, составляющих основу педагогической технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Актуализируется метод пробуждения предельно творческой самодеятельности, в результате которой у детей начинает формироваться опыт самоорганизации, самодеятельности, саморазвития. Как утверждает Е.С. Белова, чтобы понять ранний феномен «детское творчество» необходимо: преодолеть односторонний взгляд на ребенка только как на будущего взрослого, который еще не развился, не сформировался, не знает, не понимает, не может чего-то, что можем мы; обнаружить в разных периодах детства нечто самоценное, чего порой уже не понимает и не может повзрослевший человек; актуализировать перемены в искусстве, которое по сути своей разное, преодолеть нормы академизма, которые не носят обязательного характера, а в чем-то и устарели; открывать очарование и выразительность того, что могут делать в искусстве «обыкновенные» дети.

В опытно-экспериментальной работе мы поставили цель разработать, обосновать и апробировать педагогические условий развития ассоциативных образов у детей 3 года жизни в рисовании на основе интеграции игры, коммуникаций и движения.

Для развития ассоциативных образов ребенка необходимо в процессе рисования создавать игровые, коммуникативные ситуации ассоциативного пространства, как стимулирующей среды. Ассоциативное пространство, по утверждению Т.Ю. Кузнецовой, это часть окружающего мира, поле возможностей, сходных явлений, объединенных общностью образов и связей интегрированных «смежных искусств», живой сходный мир, «в который можно «войти», с которым можно соприкоснуться», где ценностные «мосты» строятся как базовая «встреча» человека с самим собой. Ассоциативное восприятие Мира посредством чувства развивает образное мышление, представляя научную картину мира, по мнению Т.Ю. Кузнецовой, содержащую пласт личностных смыслов, формирующую нравственные отношения к действительности и поведению личности в мире. В рисунках, порождённых ассоциативно-эмоциональным пространством, сливается реальный и виртуальный мир дошкольников, фантазия и реальность. Это новый этап становления ассоциативного внутреннего поля взаимодействия «Я» с воображаемым «другим». Дошкольники комментируют свои рисунки, создают среду и условия для проявления индивидуальных способностей, дети учатся видеть мир в его реальном и фантастическом представлении. В этом личном пространстве дошкольники создают ассоциативно-эмоциональное пространство без границ, как культурное пространство развития ребенка.

Ассоциативное пространство становится условием «встречи» успешного дошкольника (если образ достигнут и он им удовлетворен) с самим собой. «Переживание работает на преобразование внутреннего мира человека и, как деятельность, подчиняется тем же законам, что и дея­тельность, направленная на изменение внешнего мира», –пишет Ф.Е. Василюк (Василюк , Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций.) М.: Издательство Московского университета, 1984., с. 28). Переживание проявляется такой формой эмоционально-значимого общения, как «Встреча». И.Л.Вахнянская отмечает, что ребёнок погружён в стихию сопереживания миру и это выражается в потребности играть и слушать сказки, рисовать и фантазировать.

В современных условиях интерактивные технологии создают иную среду коммуникаций, творчества, «встречи» с другими. Воспитателю важно учитывать возможности риска: опасность возникновения аутизма, с одной стороны; с другой с другой использовать средства компьютерных игр в сочетании с реальными наблюдениями для рождения эмоциональных ассоциаций ребенка. Именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения (В.В. Давыдов, Б.М. Теплов и др.). В.В. Давыдов сделал значимый вывод для теории и практики воспитания детей: «Сознание невозможно без воображения, а само воображение «организует» восприятие. Все они вместе служат основой творческой деятельности человека, порождающей его личность. Один из существенных источников развития творческого потенциала является единство развития восприятия, воображения и сознания человека» (Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.,1996 С.132).

В настоящее время осуществляется поиск специальных развивающих заданий, системы игр, развивающих творчество (Г.Г. Григорьева). Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. Специальная работа на занятиях, в играх, нацеленная на развитие творчества ребенка, должна быть направлена на оказание помощи ребенку органично войти в творческую жизнь. Искусство, игра как символические формы реконструируют и переструктурируют жизненную ситуацию на основе креативных способностей субъекта (А. Маслоу, К. Юнг), что может выступить эффективным механизмом. Переконструирование – это основа возникновения ассоциативного образа и творческого воображения. Механизмом создания ассоциативного образа определена природа, вызывающая эстетические реакции (Л.В. Компанцева), позволяющая изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (А.И. Копытин).

В истоках первых детских образов, по Э.В. Ильенкову, скрывается тайна зарождения и развития ценнейших способностей человека: художественного видения (образ, ассоциация), высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения. Л.С. Выготский писал о том, что рисование - это определенного рода рассказ о своем индивидуальном развитии и формировании отдельных систем организма. Рисование связывает между собой важнейшие функции человека (зрение, двигательную координацию, речь, мышление). Понимание особенностей, закономерностей и психологических механизмов рисования, методов и техник работы – это эффективный путь перейти на «язык» невербальной коммуникации, близкий и доступный ребенку.

Э, Ландау писал, что побуждая детей к учению и исследованию, показывая им их причастность к непрерывности человеческого мышления и деятельности, способствуем воспитанию, ориентированному на будущее. (Ландау Э., даренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка/Ландау Э. – М.: Академия, 2002, С.64). Относительно ребенка младшего дошкольного возраста можно сказать, что диалог с ребенком устремляет его в будущее, мотивирует к действию – двигательному, творческому, мыслительному и т.п. Ученые и практики осуществляют поиск эффективных условий развития творческих способностей дошкольников. Л.Д. Лебедев, предлагает организацию непредметного рисования и построение «помогающих» отношений: предлагать самостоятельно выбирать подходящие для него виды, содержание творческой деятельности, материалы и темп работы; работать или не работать по предложенному образцу; приветствовать поиск способов творческого самовыражения, принять запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Как отмечал Л.С. Выготский, в развитии детского творчества, в том числе и изобразительного, нужно соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества.

В нашей опытно-экспериментальной работе дано определение понятию «ассоциативный образ» как индивидуальное оригинальное отражение ребенком 3 лет в рисовании новых характеристик и свойств предметов, ранее воспринятых, и дополненных речевыми суждениями. Анализ детских рисунков показал, что дети могут отражать предметы и некоторые явления (солнце, дождь, мяч и др.), но создают их по данному образцу пятнами, линиями, «каляками», а затем рассказом развивают образ. Не имея опыта изображать, они воссоздают образ по поводу рисунка, около рисунка. Однако стихийные изобразительные находки (черточки похожие на улыбку, крючок на ухо и т.п.) несказанно радовали ребенка, и он начинал экспериментировать. Ребенку 3 года жизни доступны некоторые приемы изображения главного: доминантные величина, цвет, форма, расположение в центре. Дети выразительность образа предмета дополняли яркими звуками, шумными возгласами, активными движениями, что говорит о потребности ребенка выразить себя. Например: Виктория М. (2г., 2 мес.) изобразила маму с цветами .В небе «солнце» - пятна, точки. В этих «пятнах, птичках, брызгах», отражен ассоциативный эмоциональный и реальный (мама) и фантазийный мир неба и солнца. Это позволяет говорить о наличие зарождающегося ассоциативного образа «солнечного мира». На данном этапе эксперимента таких рисунков было выявлено всего у 10% детей 3 года жизни. Но это позволяет предположить, что при соответствующих условиях возможно формирование у детей более ярких ассоциативных образов в рисовании.

Некоторые дети смогли комбинировать в рисунке два элемент, соединив их линией или дополнили словами, что они вместе гуляют, держит собачку за веревочку. Из средств выразительности чаще используют яркие краски, нравится сочетать разнообразные технические средства: краски и карандаши, пальчики и кисточки, что говорит о творческом начале ребенка в рисовании. Интерес к рисованию остается устойчивым у большинства детей, а у особо активных детей рисование чередовалось с игрой, бегом и другими видами деятельности. Наблюдения за детьми и анализ рисунка подсказали подходы к созданию новых технологий развития ассоциативного образа у малышей в рисовании.

Концептуализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста обуславливает поиск новых форм, методов и средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, которые способствуют самоактуализации творческого потенциала ребёнка, направленного на признание его субъектного опыта, как индивидуальной основы личностного развития. Активное применение педагогических технологий в образовательном процессе вызвано необходимостью реализации ФГОС ДО и Профессионального стандарта «Педагога», что требует модернизации методической работы с педагогическими кадрами как ресурсом, определяющим качество дошкольного образования в целом, и качество реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие», в частности. В основу проектирования содержания парциальной программы «Движение к образу» положен принцип интеграции, позволивший объединить содержательные дискурсы модулей, виды деятельности - познавательной, игровой, художественной, коммуникативной, двигательные. Цель программы«Движение к образу» состояла в создании педагогических условий для развития ассоциативных образов в рисовании. Программа содержала модули: Модуль 1. «Познаем мир предметов через движение». Ознакомление детей с различными формами и линиями окружающих ребенка предметов и явлений (яблоко, коробочка, елочка и др.; дождь, трава, снег и др.); с основными красками окружающего мира через активное движение с ними. Модуль 2. «Линии и ассоциативные образы». Развитие ручных умений ребенка – штрих, круг, мазок, спираль и т.п.; умений устанавливать ассоциативные связи «цвет-образ», «форма-образ», «линия-образ (красный – радостный и т.п., зеленый – активный и т.п., желтый – веселый и т.п.; круг – самовар, шар и т.п., треугольник – елка, ракета и т.п.). Модуль 3. «Движение и образ». Развитие двигательной активности ребенка (ручками, ножками, туловищем, головой); развитие ассоциативных образов в процессе движений; развитие ассоциативных образов в процессе выполнения ручных умений и рисования.

Интегративная технология развития ассоциативных образов у детей 3 года жизни в процессе рисования – «ИДА» (игра, движение, ассоциация), представляет систему алгоритмических действий педагога:

  • играем и открываем «тайну» предмета,
  • предаем предмет другому, обследуя его отдельные признаки,
  • придумаем движение предмету и откроем новую «тайну»,
  • играем и придумываем историю появления предмета в группе,
  • играем пальчиком (ладошкой, кисточкой, карандашом, палочкой, линией и т.п.) и рассказываем чудеса превращений предмета,
  • «обрадуем» предмет цветом, линией, точками, мазками и т.п. в воздухе и на бумаге,
  • расскажем о своей игре с предметом, который возник на бумаге,
  • отгадаем тайну этого предмета в рисунке,
  • поделимся своим успехом с другими.

Методы реализации программы соотнесены к модулям.

Методы ознакомления с окружающим миром направлены на реализацию модуля 1«Познаем мир предметов через движение»:

  • игровое упражнение «Узнай звук (форму, линию, цвет и т.п.)»;
  • распознавай сходство движения и предмета («пальчики сомкнулись» - это….? «наклоны головы влево и вправо» -это ….? и т.п.;
  • «узнай-расскажи-покажи-порадуйся»;
  • «ответь, то, что ты видишь»;
  • методы, стимулирующие творческую и коммуникативную активность («Открой секрет предмета (овощ, фрукт, мебель и т.п.)», «Задай вопрос о…(предметах, явлениях, событиях, людях», «Расскажи о…(яблоке, огурце, дожде и т.п.) (по И.А. Кумовой);
  • метод оглашения ребёнком своих интересов, потребностей «Я хочу вам рассказать…», «Я думаю, что это …» (по И.А. Кумовой);
  • метод «Я хочу нарисовать….», «Я придумала рисунок…» и т.п.

Методы развития ручных умений направлены на реализацию модуля 2. «Линии и ассоциативные образы»:

  • метод изменений «Уменьши название», «Сделай шарик большим (маленьким)», «Точка превращается в …. (линию, штрих и т.п.)» и т.п.;
  • проектирование «Штрих к кругу», «Кружок к кружку» и т.п.;
  • свободное экспериментирование знаками, символами «Сделай из линии большую точку», «Нарисуй из точки змейку, ленточку», «Придумай радостные слова» и т.п.;
  • «переключи внимание – с желтого цвета на коричневый и т.п.»;
  • «измени направление глазами, рукой, телом, ногой»;
  • игровое упражнение «Выбери сам и сделай сам…» и т.п.;
  • «ладушки по парам, глядя друг на друга, на руки, в глаза»;
  • метод поддержки активности ребенка «Ты можешь…», «Я в тебя верю, что ты …», «Мне нравиться, что ты…» и т.п.

Методы развития двигательной активности на реализацию модуль 3. «Движение и образ»:

  • метод «Сделаем вместе движение», «Повторяй за мной движение», «Помоги колобку движением», «Следи за движением пальца» и т.п.;
  • методы кинезиологии: подумай и покажи движением, как расширяется шарик, как он сужается; как закручивается веревочка и т.п.;
  • «покажи, что чувствуешь, когда видишь дождь (снег и т.п.) (МК);
  • «тренируй свои глаза»;
  • «смотрим, слушаем и делаем – показ ребенку предмета, действия, рассказ педагога о предмете, совместное выполнение действия глазами, рукой, телом, ногой, туловищем»;
  • «моргаем глазами до 10 раз»;
  • «горячий камешек – дети перебрасывают мысленный камешек»;
  • «рисуем «ленивые восьмерки, круги» пальцем, ногой, носом и т.п.».

Методы развития ассоциативных образов обеспечивают реализацию всех трех модулей:

  • совместное преобразование линий (точек, форм, спиралей и т.п.) «Точка превращается в ….?», «Шарфик превращается в …?» и т.п.
  • методы не директивной помощи детям: «Ты умный! Придумал, молодец!», «Ты самостоятельный, сделал сам. Ты волшебник!» и т.п.;
  • метод игровой имитации «Я бегу под дождиком», «Я бегу по травке», «Здравствуй, елочка, колючая», «Разлетелся одуванчик»;
  • метод «Придумай, что это …(по показу педагогом линии, спирали, штриха и т.п.)»;
  • метод внушения ребенку веры в свои силы «Ты похож на…..; «Ты настоящий герой!» и т.п.;
  • «передай листочек – каждый ребенок делает на листе одно движение карандашом, кистью и передает другому»;
  • «узнай предмет с закрытыми глазами, расскажи о нем и покажи движением» (МК).

Разработка программы и технологий развития ассоциативных образов у детей 3 года жизни в процессе рисования осуществлялась на принципах, соответствующих требованиям ФГОС ДО:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей 3 года жизни, обуславливающих отбор содержания и технологий;
  • принцип активности, ставящий ребенка в позицию поиска, познания, воплощения;
  • интеграции игры, движения, коммуникаций в процессе рисования, усиливающий эффект развития ребенка;
  • вариативности в рассмотрении предметов и явлений окружающего мира, выступающего основой развития ассоциативных образов детей.

Апробация программы ориентировалась на целевые ориентиры ФГОС ДО и новообразования в младшем дошкольном возрасте: появление произвольности в развитии психических процессов, самостоятельности, познавательного и эстетического интереса; координация конкретно-образного и эмоционально-образного мышление; умение графически оформлять знание, накопление слов и ассоциаций, приобретение нового интеллектуального, эмоционального, художественно-эстетического опыта, творческого опыта познания мира и себя в нем.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

  1. Современные программы изобразительной деятельности для дошкольных образовательных организаций не предусматривают в качестве элемента обучения ассоциативное рисование.
  2. Механизм воздействия непредметного рисования на психику ребенка обусловлен взаимосвязью конкретно-образного и абстрактно-логического видов мышления, выражением эмоциональных состояний в образной форме.
  3. Непредметное рисование способно совершенствовать творчество детей младшего дошкольного возраста, выполнять развивающие, познавательные, воспитательные, психолого-терапевтические, когнитивные, коррективные функции.
  4. Эффективными педагогическим условиями развития ассоциативных образов детей 3 года жизни в процессе рисовании выступили интеграция игры и движения, принципы интеграции видов деятельности, учет индивидуальных особенностей ребенка, методы стимулирование ребенка к двигательной активности и созданию новых ассоциаций ребенка и др.).
  5. Кинезиологические движения актуализируют творчество ребенка 3 года жизни в создании ассоциативного образа в рисунке, поддерживают интерес в рисованию и обеспечивают баланс левого и правого полушария, что поддерживает психо-эмоциональное и физическое здоровье ребенка.

 

Список литературы:

  1. Ахметова, М. Н., Максюкова , Г.Ю. Ассоциативное пространство как условие «Встречи» успешного старшего дошкольника с самим собой. // Гуманитарный вектор. Выпуск 4(36). – С. 244-248.
  2. Василюк , Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Издательство Московского университета, 1984.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Педагогика, 1991. – 440 с.
  4. Выготский Л. С. Психология искусства М.: Педагогика, 1968- 240 с.
  5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. – 250 с.
  6. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду – М.: Педагогика, 1984 -120 с.
  7. Ландау, Э Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка/Ландау Э. – М.: Академия,2002
  8. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М., 2010
  9. Флерина Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // Сост. С. В. Лыкова. – М.: Академия, 1999.- С. 458-465.
  10. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992.
Опубликовано: 08.04.2017