Организация партнерства семьи и педагогов Дошкольного отделения при формировании у детей основ нравственно-патриотического и физического воспитания

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Нестеренко Светлана Владимировна

Организация: ГБОУ гимназия 491 «Марьино»

Населенный пункт: г. Москва

Автор: Зверева Елена Николаевна

Организация: ГБОУ гимназия 491 «Марьино»

Населенный пункт: г. Москва

В современных условиях развития общества одной из наиболее важных проблем является состояние психического и физического здоровья подрастающего поколения. Наиболее актуальна эта проблема в период дошкольного детства, когда происходит становление психических и физических основ личности, а так же эмоционального отклика на человеческие ценности. Отзывчивость, сопереживание, сотрудничество, взаимопомощь находят отклик в душе детей посредством формирования нравственных качеств через специально организованную игровую деятельность.

Для того, чтобы ребенок был активным и успешным в различных видах деятельности, он должен быть физически здоров. Забота о физическом благополучии детей – основная задача педагогов ДО.

Здоровьесбережение – это технологии, которые направленны на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, с ее помощью дети вступают в общение с окружающими, расширяют кругозор, учатся правилам и нормам поведения, принятым в обществе. В коллективной игре формируются волевые и нравственные качества: выдержка, целеустремленность, ответственность, дружелюбность, справедливость и др.

Приобщение детей к изучению культуры своего народа формирует уважение к традициям, ценностям, патриотические чувства. Русские народные игры, потешки, сказки, песни, считалочки передаются от поколения к поколению. В них заложены основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Поэтому приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные правила и примеры поведения человека в современном обществе.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Для того чтобы пробудить любовь к Родине, необходимо знакомить детей с культурными традициями своего народа, играми, праздниками, песнями.

«Народные игры – игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием». (Этнопсихологический словарь).

Народные подвижные игры оказывают большое влияние на умственное развитие, формирование характера, воли, выполняют задачу национального воспитания, выступают не только как фактор физического развития, но и как средство духовного формирования личности, расширяют представления об окружающем мире, способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход ребенка на более высокую ступень развития. В народных играх у дошкольников формируется уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

 

Основная цель здоровьесберегающей работы:

Формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение детей к культуре родной страны через ознакомление с народными подвижными играми, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств детей.

 

Основные задачи:

  • Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнёрских отношений педагогов ДО с родителями.
  • Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании нравственно-патриотических чувств детей путём использования интерактивных форм.
  • Оказать помощь родителям в организации с детьми двигательной игровой деятельности, направленной на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни;
  • Обобщать положительный опыт семей по ознакомлению с русскими народными подвижными играми.
  • Разработать методические рекомендации для родителей по вопросам проведения семейных досугов с подвижными играми, направленных на оздоровление детей.
  • Разработать интерактивные формы и методы взаимодействия педагогов и семьи по охране и укреплению здоровья детей.
  • Изучить новые здоровьесберегающие технологии на современном этапе.
  • Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

 

Успешность реализации здоровьесберегающих технологий зависит от степени включенности в процесс всех сторон (Родители-педагоги-дети).

В результате проведенной работы был составлен план совместных мероприятий, направленных на установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по вопросам формирования навыков здорового образа жизни. Проведены анкетирование родителей, различные игры, консультации, беседы, досуг. Снизился уровень заболеваемости детей в группе. Изменилось отношение детей к сохранению своего здоровья: они усвоили правила гигиены, режима дня, осознали значимость, необходимость правил здорового образа жизни. Родители стали активными участниками и помощниками во внедрении здоровьесберегающих технологий.

 

 

План совместных мероприятий по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДО:

 

С кем проводится

Название мероприятия

Ответственный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители

-изучение методической литературы по темам: «формирование у детей основ нравственно-патриотического воспитания», «формирование здорового образа жизни через подвижные игры и физические упражнения»;

 

-проведение анкетирования

тема: «Условия здорового образа жизни в семье»;

 

· -разработка конспекта тематического родительского собрания «Здоровый ребёнок в здоровой семье»

· -разработка консультаций для родителей:

· «О соблюдении режима дня в детском саду и дома», «Начинаем утро с зарядки», «Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении», «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка», «Овощи и фрукты – полезные продукты»

· -разработка памятки для родителей о современных методах закаливания.

Воспитатели

Педагог-психолог

Инструктор ФИЗО

 

 

 

 

Воспитатели

 

Воспитатели

 

 

Воспитатели

Инструктор ФИЗО

 

 

Дети

- профилактическая гимнастика;

-гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»;

-воздушное контрастное закаливание.

Воспитатели

 

Дети

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители

Беседы:

-«Чтоб здоровым быть всегда, нужно спортом заниматься!»;

-«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;

-«Чистота – залог здоровья!»

-сказка-беседа «В стране Здоровья»

-«Хорошие и плохие поступки»

 

Консультации:

«Нестандартное физкультурное оборудование»;

 

Оформление информационных стендов:

-оздоровительные мероприятия для детей:

-фотовыставка «Путешествие в страну Здоровья»

-выставка рисунков о спорте, книжная выставка и настольно-печатные игры о спорте.

Изготовление нестандартного физкультурного оборудования.

 

Воспитатели

 

 

 

 

Педагог-психолог

 

 

Инструктор ФИЗО

 

Воспитатели

 

Воспитатели,

родители

 

 

Дети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители и дети

Непосредственная образовательная деятельность:

Игры:

Сюжетно-ролевые:

-«Поликлиника», «Аптека»;

Дидактические:

«Мяч на поле», «Мяч в ворота», «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее» и др.

-«Что такое - хорошо и что такое - плохо».

Подвижные:

-на воздухе: «Делай, как я»,

-с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу» и т.д.

-«Заря-заряница», «Жмурки», «Кошки-мышки»

-«Летает - не летает», «Запретное движение», «Угадай кто?» и др.

Наглядный материал:

-рассматривание иллюстраций, фотографий о спорте;

-рассматривание иллюстраций, картинок с различными поступками;

-заучивание пословиц и поговорок;

-чтение художественной литературы К.Чуковский «Мойдодыр», А.Кутафин «Вовкина победа»;

Художественно-эстетическое развитие:

- коллективная аппликация «В гостях у физкультуры».

 

 

 

 

Воспитатели

 

 

Педагог-психолог

 

Воспитатели

 

Инструктор ФИЗО

Педагог-психолог

 

 

Инструктор ФИЗО

Педагог-психолог

 

Воспитатели

 

 

 

Воспитатели

 

Родители и дети

Физкультурный досуг «Дружно мы весну встречаем».

Инструктор ФИЗО,

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагоги, Воспитатели

Дети

Мультимедийная презентация инновационного опыта.

 

Диагностическое обследование детей.

Инструктор ФИЗО,

Педагог-психолог

Воспитатели

 

Литература:

  1. Александрова Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего возраста. М, 2001.
  2. АхутинаТ.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. /Школа здоровья, 2000. – Т.7 №2, с.21-28.
  3. Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. -№7, с. 5-9.
  4. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей. //Дошкольное воспитание. -2004. - №1, с.63.
  5. Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении на современном этапе. Сборник материалов круглого стола Городского методического объединения преподавателей методики физического воспитания и развития ребенка педагогических колледжей города Москвы. / Под. Ред. Борисовой М.М., Остапенко Н.П., Рыжковой Л.А. – М, 2008. – с. 65-67
  6. Рунова М. Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей // Дошкольное воспитание. - №10. – 2014, с. 39-42.
  7. Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 1. – М., 2008
Опубликовано: 08.04.2017