Организация партнерства семьи и педагогов Дошкольного отделения при формировании у детей основ нравственно-патриотического и физического воспитания
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Нестеренко Светлана Владимировна
Организация: ГБОУ гимназия 491 «Марьино»
Населенный пункт: г. Москва
Автор: Зверева Елена Николаевна
Организация: ГБОУ гимназия 491 «Марьино»
Населенный пункт: г. Москва
В современных условиях развития общества одной из наиболее важных проблем является состояние психического и физического здоровья подрастающего поколения. Наиболее актуальна эта проблема в период дошкольного детства, когда происходит становление психических и физических основ личности, а так же эмоционального отклика на человеческие ценности. Отзывчивость, сопереживание, сотрудничество, взаимопомощь находят отклик в душе детей посредством формирования нравственных качеств через специально организованную игровую деятельность.
Для того, чтобы ребенок был активным и успешным в различных видах деятельности, он должен быть физически здоров. Забота о физическом благополучии детей – основная задача педагогов ДО.
Здоровьесбережение – это технологии, которые направленны на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, с ее помощью дети вступают в общение с окружающими, расширяют кругозор, учатся правилам и нормам поведения, принятым в обществе. В коллективной игре формируются волевые и нравственные качества: выдержка, целеустремленность, ответственность, дружелюбность, справедливость и др.
Приобщение детей к изучению культуры своего народа формирует уважение к традициям, ценностям, патриотические чувства. Русские народные игры, потешки, сказки, песни, считалочки передаются от поколения к поколению. В них заложены основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Поэтому приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные правила и примеры поведения человека в современном обществе.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Для того чтобы пробудить любовь к Родине, необходимо знакомить детей с культурными традициями своего народа, играми, праздниками, песнями.
«Народные игры – игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием». (Этнопсихологический словарь).
Народные подвижные игры оказывают большое влияние на умственное развитие, формирование характера, воли, выполняют задачу национального воспитания, выступают не только как фактор физического развития, но и как средство духовного формирования личности, расширяют представления об окружающем мире, способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход ребенка на более высокую ступень развития. В народных играх у дошкольников формируется уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Основная цель здоровьесберегающей работы:
Формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение детей к культуре родной страны через ознакомление с народными подвижными играми, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств детей.
Основные задачи:
- Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнёрских отношений педагогов ДО с родителями.
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании нравственно-патриотических чувств детей путём использования интерактивных форм.
- Оказать помощь родителям в организации с детьми двигательной игровой деятельности, направленной на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни;
- Обобщать положительный опыт семей по ознакомлению с русскими народными подвижными играми.
- Разработать методические рекомендации для родителей по вопросам проведения семейных досугов с подвижными играми, направленных на оздоровление детей.
- Разработать интерактивные формы и методы взаимодействия педагогов и семьи по охране и укреплению здоровья детей.
- Изучить новые здоровьесберегающие технологии на современном этапе.
- Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Успешность реализации здоровьесберегающих технологий зависит от степени включенности в процесс всех сторон (Родители-педагоги-дети).
В результате проведенной работы был составлен план совместных мероприятий, направленных на установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по вопросам формирования навыков здорового образа жизни. Проведены анкетирование родителей, различные игры, консультации, беседы, досуг. Снизился уровень заболеваемости детей в группе. Изменилось отношение детей к сохранению своего здоровья: они усвоили правила гигиены, режима дня, осознали значимость, необходимость правил здорового образа жизни. Родители стали активными участниками и помощниками во внедрении здоровьесберегающих технологий.
План совместных мероприятий по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДО:
С кем проводится |
Название мероприятия |
Ответственный |
Родители |
-изучение методической литературы по темам: «формирование у детей основ нравственно-патриотического воспитания», «формирование здорового образа жизни через подвижные игры и физические упражнения»;
-проведение анкетирования тема: «Условия здорового образа жизни в семье»;
· -разработка конспекта тематического родительского собрания «Здоровый ребёнок в здоровой семье» · -разработка консультаций для родителей: · «О соблюдении режима дня в детском саду и дома», «Начинаем утро с зарядки», «Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении», «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка», «Овощи и фрукты – полезные продукты» · -разработка памятки для родителей о современных методах закаливания. |
Воспитатели Педагог-психолог Инструктор ФИЗО
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели Инструктор ФИЗО
|
Дети |
- профилактическая гимнастика; -гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»; -воздушное контрастное закаливание. |
Воспитатели
|
Дети
Родители |
Беседы: -«Чтоб здоровым быть всегда, нужно спортом заниматься!»; -«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»; -«Чистота – залог здоровья!» -сказка-беседа «В стране Здоровья» -«Хорошие и плохие поступки»
Консультации: «Нестандартное физкультурное оборудование»;
Оформление информационных стендов: -оздоровительные мероприятия для детей: -фотовыставка «Путешествие в страну Здоровья» -выставка рисунков о спорте, книжная выставка и настольно-печатные игры о спорте. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования. |
Воспитатели
Педагог-психолог
Инструктор ФИЗО
Воспитатели
Воспитатели, родители
|
Дети
Родители и дети |
Непосредственная образовательная деятельность: Игры: Сюжетно-ролевые: -«Поликлиника», «Аптека»; Дидактические: «Мяч на поле», «Мяч в ворота», «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее» и др. -«Что такое - хорошо и что такое - плохо». Подвижные: -на воздухе: «Делай, как я», -с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу» и т.д. -«Заря-заряница», «Жмурки», «Кошки-мышки» -«Летает - не летает», «Запретное движение», «Угадай кто?» и др. Наглядный материал: -рассматривание иллюстраций, фотографий о спорте; -рассматривание иллюстраций, картинок с различными поступками; -заучивание пословиц и поговорок; -чтение художественной литературы К.Чуковский «Мойдодыр», А.Кутафин «Вовкина победа»; Художественно-эстетическое развитие: - коллективная аппликация «В гостях у физкультуры». |
Воспитатели
Педагог-психолог
Воспитатели
Инструктор ФИЗО Педагог-психолог
Инструктор ФИЗО Педагог-психолог
Воспитатели
Воспитатели
|
Родители и дети |
Физкультурный досуг «Дружно мы весну встречаем». |
Инструктор ФИЗО, Педагог-психолог Воспитатели |
Педагоги, Воспитатели Дети |
Мультимедийная презентация инновационного опыта.
Диагностическое обследование детей. |
Инструктор ФИЗО, Педагог-психолог Воспитатели |
Литература:
- Александрова Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего возраста. М, 2001.
- АхутинаТ.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. /Школа здоровья, 2000. – Т.7 №2, с.21-28.
- Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. -№7, с. 5-9.
- Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей. //Дошкольное воспитание. -2004. - №1, с.63.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении на современном этапе. Сборник материалов круглого стола Городского методического объединения преподавателей методики физического воспитания и развития ребенка педагогических колледжей города Москвы. / Под. Ред. Борисовой М.М., Остапенко Н.П., Рыжковой Л.А. – М, 2008. – с. 65-67
- Рунова М. Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей // Дошкольное воспитание. - №10. – 2014, с. 39-42.
- Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 1. – М., 2008