Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда через игровые упражнения с мячом
Конференция: Коррекционная работа в ДОУ
Автор: Галиева Ирина Викторовна
Организация: МБ ДОУ №24 «Кук чэчэк»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Альметьевск
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие физического и социального развития ребенка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно его сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.
Наша основная задача – привить ребенку необходимость быть здоровым – значит, активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их общее название – «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения ЗОЖ;
- коррекционные технологии.
Детский сад, в котором я работаю, компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Наше образовательное учреждение оказывает организованную, систематизированную помощь дошкольникам с серьезными отклонениями в речевом развитии.
Проблемы различных нарушения речи замедляют процесс свободного общения ребенка с окружающими: у детей страдает, прежде всего, их личностное развитие, они становятся замкнутыми, неуверенными в себе, раздражительными.
Качество работы по коррекции речи зависит от того, насколько интересным и полноценным является общение ребенка и педагога. Мой опыт работы учителем-логопедом показал, что хорошим инструментом в этом может стать обычный мяч, с помощью которого можно решить множество проблем. Так, игры и упражнения с мячом помогают решать:
психологические проблемы:
- переключают ребенка от его речевых затруднений;
- мотивируют к общению;
- позволяют сделать разнообразными виды деятельности детей на логопедических занятиях.
физические проблемы:
- позволяют сделать занятия с ребенком более разнообразными в движениях;
- активизируют работу и развивают общую и мелкую моторику;
- уточняют и регулируют силу движений;
- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов: легких, сердца, улучшают обмен веществ.
психические проблемы:
- развивают эмоционально-волевую сферу ребенка;
- активизируют процессы произвольного и непроизвольного внимания.
речевые проблемы:
- расширяют словарный запас;
- активизируют усвоение разных грамматических категорий.
Это показывает, что коррекционная работа с помощью мяча создает необходимые предпосылки для положительного развития у детей правильных речевых навыков и, в частности, является одним из эффективных методов, использование которого оказывает положительное влияние на обобщение и расширение словарного запаса воспитанников с речевыми нарушениями. И поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в коррекционно-логопедической работе обучение с использованием мяча становится увлекательным и помогает ребенку, играя, самореабилитироваться, самовыразиться, самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи.
Использование мяча для выполнения определенных правил игры
- Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук.
- Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.
- Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем.
- Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.
- По мячу сперва стучу, а потом его качу.
- Мяч передай – слово называй, свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку.
- Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков называй.
Упражнения с мячом на расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих понятий
Игра «Мяч передай и слова называй»
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч первому ребенку. Ребенок ловит мяч и передает следующему, при этом называет слова, относящиеся к этому понятию.
Овощи – картофель, помидор, лук……
Игра «Мяч поймай – не поймай»
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку, при этом называет слова, относящиеся или не относящиеся к этому понятию. Ребенок ловит мяч только на правильное слово.
Ягоды – малина, клубника,береза, черника.
Игра «Назови одним словом»
Взрослый называет видовое понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, называет обобщающее слово, относящееся к видовому понятию.
Огурец, капуста, морковь – овощи.
Упражнения с мячом на образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Игра «Назови ласково»
Взрослый называет слово – имя существительное в единственном числе, при этом бросает мяч каждому ребенку. Ребенок ловит мяч и возвращает его, называя уменьшительно-ласкательную форму этого слова в единственном числе или в единственном и множественном числе.
(Тема: «Зима».)
Зима – зимушка.
Снег – снежок.
Санки -…..
Упражнения на закрепление умений в образовании частей речи множественного числа
Игра «Один - много» (образование множественного числа существительного в родительном падеже).
Взрослый бросает мяч, при этом называет слово – имя существительное в именительном падеже, единственном числе. Ребенок ловит мяч и возвращает его взрослому, при этом называет это слово в измененной форе множественного числа.
( Тема «Осень»).
Лист – много листьев.
Дождь – много дождей.
Игра «Скажи правильно» (образование множественного числа глаголов, прилагательных и существительных).
Взрослый бросает мяч ребенку и произносит предложение. Ребенок ловит мяч и, возвращая его, строит предложение так, чтобы получилось множественное число.
Наступил весенний день – Наступили весенние дни.
Упражнения на формирование навыка словообразования
Игра «Кто что делает?»
Взрослый бросает мяч, задает вопрос. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.
На тракторе работает… - тракторист.
Упражнения на обогащение глагольного словаря
Игра «Скажи, кто?»
Взрослый называет слово-действие. Ребенок ловит мяч и возвращает его, называя животное, которое соотносится с заданным словом-действием.
Летают…. (птицы, бабочки, комары…)
Плавают….(рыбы, черепахи,…)
Упражнения на образование относительных прилагательных
Игра «Какой пирог?»
Взрослый бросает мяч и задает вопрос. Ребенок ловит мяч и кидает обратно, при этом отвечает на вопрос.
Как называется пирог из яблок? – Яблочный.
Упражнения на расширение словаря и развитие слуховой памяти
Игра «Передай другому и скажи»
Взрослый начинает игру, произнося предложение, например: «Я собрала в огороде огурцы…», кидает мяч ребенку. Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет свое слово – название овоща: «Я собрал(а) в огороде огурцы и помидоры.»
Упражнения на расширение словаря, закрепление представлений о предметах
Игра «Угадай по описанию»
Взрослый кидает мяч, при этом называет признаки предметов: «Красный, круглый, сладкий, растет на грядке». Ребенок отвечает и бросает мяч обратно.
Упражнения на расширение словаря, развитие речевых ассоциаций
Игра «Ассоциации»
Взрослый начинает игру, кидает мяч и называет любой признак предмета. Ребенок ловит мяч и добавляет слово, обозначающее предмет с этим признаком.
Красный – красный грузовик.
Высокий - высокий дом.
Обогащение словаря дошкольника, имеющего нарушения в речевом развитии, - процесс долгий, требующий от ребенка концентрации внимания, усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс проще и интереснее возможно. Нужно только взять в руки веселый, яркий, звонкий мяч – и обучение превратится в увлекательную игру.
Литература
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2005.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – СПб., 2001.
- Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб., 2013.
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи: (Из опыта работы) / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983.