Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда через игровые упражнения с мячом

Конференция: Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Галиева Ирина Викторовна

Организация: МБ ДОУ №24 «Кук чэчэк»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Альметьевск

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие физического и социального развития ребенка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно его сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.

Наша основная задача – привить ребенку необходимость быть здоровым – значит, активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их общее название – «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие технологии это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения ЗОЖ;
  • коррекционные технологии.

Детский сад, в котором я работаю, компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Наше образовательное учреждение оказывает организованную, систематизированную помощь дошкольникам с серьезными отклонениями в речевом развитии.

Проблемы различных нарушения речи замедляют процесс свободного общения ребенка с окружающими: у детей страдает, прежде всего, их личностное развитие, они становятся замкнутыми, неуверенными в себе, раздражительными.

Качество работы по коррекции речи зависит от того, насколько интересным и полноценным является общение ребенка и педагога. Мой опыт работы учителем-логопедом показал, что хорошим инструментом в этом может стать обычный мяч, с помощью которого можно решить множество проблем. Так, игры и упражнения с мячом помогают решать:

психологические проблемы:

- переключают ребенка от его речевых затруднений;

- мотивируют к общению;

- позволяют сделать разнообразными виды деятельности детей на логопедических занятиях.

физические проблемы:

- позволяют сделать занятия с ребенком более разнообразными в движениях;

- активизируют работу и развивают общую и мелкую моторику;

- уточняют и регулируют силу движений;

- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

- развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов: легких, сердца, улучшают обмен веществ.

психические проблемы:

- развивают эмоционально-волевую сферу ребенка;

- активизируют процессы произвольного и непроизвольного внимания.

речевые проблемы:

- расширяют словарный запас;

- активизируют усвоение разных грамматических категорий.

Это показывает, что коррекционная работа с помощью мяча создает необходимые предпосылки для положительного развития у детей правильных речевых навыков и, в частности, является одним из эффективных методов, использование которого оказывает положительное влияние на обобщение и расширение словарного запаса воспитанников с речевыми нарушениями. И поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в коррекционно-логопедической работе обучение с использованием мяча становится увлекательным и помогает ребенку, играя, самореабилитироваться, самовыразиться, самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи.

Использование мяча для выполнения определенных правил игры

  • Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук.
  • Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.
  • Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем.
  • Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.
  • По мячу сперва стучу, а потом его качу.
  • Мяч передай – слово называй, свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку.
  • Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков называй.

 

 

Упражнения с мячом на расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих понятий

 

Игра «Мяч передай и слова называй»

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч первому ребенку. Ребенок ловит мяч и передает следующему, при этом называет слова, относящиеся к этому понятию.

Овощи – картофель, помидор, лук……

 

Игра «Мяч поймай – не поймай»

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку, при этом называет слова, относящиеся или не относящиеся к этому понятию. Ребенок ловит мяч только на правильное слово.

Ягоды – малина, клубника,береза, черника.

 

Игра «Назови одним словом»

Взрослый называет видовое понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, называет обобщающее слово, относящееся к видовому понятию.

Огурец, капуста, морковь – овощи.

 

 

Упражнения с мячом на образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 

Игра «Назови ласково»

Взрослый называет слово – имя существительное в единственном числе, при этом бросает мяч каждому ребенку. Ребенок ловит мяч и возвращает его, называя уменьшительно-ласкательную форму этого слова в единственном числе или в единственном и множественном числе.

(Тема: «Зима».)

Зима – зимушка.

Снег – снежок.

Санки -…..

 

Упражнения на закрепление умений в образовании частей речи множественного числа

 

Игра «Один - много» (образование множественного числа существительного в родительном падеже).

Взрослый бросает мяч, при этом называет слово – имя существительное в именительном падеже, единственном числе. Ребенок ловит мяч и возвращает его взрослому, при этом называет это слово в измененной форе множественного числа.

( Тема «Осень»).

Лист – много листьев.

Дождь – много дождей.

 

Игра «Скажи правильно» (образование множественного числа глаголов, прилагательных и существительных).

Взрослый бросает мяч ребенку и произносит предложение. Ребенок ловит мяч и, возвращая его, строит предложение так, чтобы получилось множественное число.

Наступил весенний день – Наступили весенние дни.

 

Упражнения на формирование навыка словообразования

 

Игра «Кто что делает?»

Взрослый бросает мяч, задает вопрос. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.

На тракторе работает… - тракторист.

 

Упражнения на обогащение глагольного словаря

 

Игра «Скажи, кто?»

Взрослый называет слово-действие. Ребенок ловит мяч и возвращает его, называя животное, которое соотносится с заданным словом-действием.

Летают…. (птицы, бабочки, комары…)

Плавают….(рыбы, черепахи,…)

 

Упражнения на образование относительных прилагательных

 

Игра «Какой пирог?»

Взрослый бросает мяч и задает вопрос. Ребенок ловит мяч и кидает обратно, при этом отвечает на вопрос.

Как называется пирог из яблок? – Яблочный.

 

Упражнения на расширение словаря и развитие слуховой памяти

 

Игра «Передай другому и скажи»

Взрослый начинает игру, произнося предложение, например: «Я собрала в огороде огурцы…», кидает мяч ребенку. Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет свое слово – название овоща: «Я собрал(а) в огороде огурцы и помидоры.»

 

Упражнения на расширение словаря, закрепление представлений о предметах

 

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый кидает мяч, при этом называет признаки предметов: «Красный, круглый, сладкий, растет на грядке». Ребенок отвечает и бросает мяч обратно.

 

 

 

 

 

Упражнения на расширение словаря, развитие речевых ассоциаций

 

Игра «Ассоциации»

Взрослый начинает игру, кидает мяч и называет любой признак предмета. Ребенок ловит мяч и добавляет слово, обозначающее предмет с этим признаком.

Красный – красный грузовик.

Высокий - высокий дом.

 

 

Обогащение словаря дошкольника, имеющего нарушения в речевом развитии, - процесс долгий, требующий от ребенка концентрации внимания, усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс проще и интереснее возможно. Нужно только взять в руки веселый, яркий, звонкий мяч – и обучение превратится в увлекательную игру.

 

 

 

Литература

  1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2005.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – СПб., 2001.
  3. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб., 2013.
  4. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи: (Из опыта работы) / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983.

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 10.03.2017