Сюжетно-ролевая игра, и её роль в развитии детей раннего дошкольного возраста

Конференция: Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

Автор: Момот Елена Ивановна

Организация: МБДОУ города Мценска «Детский сад №13»

Населенный пункт: Орловская область, г. Мценск

В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и развития ребенка от рождения до школы. В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, к сожалению, на своем личном опыте наблюдая за игрой детей младшего возраста могу сказать, что большинство детей не умеют играть. Причин у этого явления существует несколько. На современном этапе дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, они не умеют или не хотят играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из мультфильмов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Также огромное значение имеет, позиция родителей, которые не поощряют игры детей, считая это ненужным и глупым занятием. Родители не считают необходимым учить детей играть, они убеждены, что игра может возникнуть и сама по себе, но жизнь показывает, что развернутая игра без помощи старших, без специального обучения рождается сама по себе лишь у меньшинства детей.

Известно, что сюжетно-ролевая игра является наиболее сложной в классификации игровой деятельности. В последнее время из всего многооб­разия игр предпочитают лишь сюжетно - ролевые, дидактические, под­вижные, иногда еще и музыкальные, что свидетельствует о недооценке игры как традиционного средства воспитания детей и как формы орга­низации их жизни.

У многих практиков нет четкого представления о мно­гообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. В ре­зультате игры недостаточно используются в педагогическом процессе. Итог весьма печален: в образовательном пространстве игра все больше вытесняется занятиями. Дошкольников учат, учат и учат... Игра факти­чески сводится к игровым приемам и «обыгрыванию» учебного материа­ла. Подчинение игры только задачам обучения приводит к тому, что самодеятельная игра исчезает из жизни ребенка и, как следствие, снижа­ет познавательную мотивацию, которая является основой формирования учебной деятельности.

По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольни­ки, имеющие большую игровую практику, лег­че справляются с реальными проблемами.

Чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Для этого необходимо изучить формирование сюжетно-ролевой игры как фактора развития игровых навыков детей младшего дошкольного возраста. Решение этой проблемы стало целью моей дальнейшей работы в данном направлении. Практическая значимость моей работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке планов и проведения сюжетно-ролевых игр с моими подопечными.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи.

  • Изучить методическую литературу по данной проблеме. Выявить особенности проведения сюжетно ролевых игр в младшем дошкольном возрасте.
  • Подобрать методы и приемы педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр младших дошкольников.
  • Создать развивающую предметно - пространственную среду для развития игровой деятельности.
  • Сформировать у детей игровые умения, способствующие пониманию ребенком роли в игре, формировать начальные навыки ролевого поведения.
  • Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах игровой деятельности.

На первом этапе работы я обратилась за помощью к исследованиям отечественных и зарубежных деятелей, познакомилась с методиками, методической литературой и опытом работы других педагогов в данном направлении.

Сюжетно-ролевую игру в дошкольном возрасте рассматривали многие авторы. Данная проблема нашла свое отображение в работах отечественных и зарубежных авторов, таких как Т.Н. Дронова, Н.А. Короткова, Н.Ф Тарловская, Н.Я. Михайленко. Вопросы развития личности через игру нашли более широкое освещение в трудах отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. В исследованиях, посвященных сюжетно-ролевой игре, объединяет педагогов-исследователей следующее:

  1. Понимание того, что игра – это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность.
  2. Представление об игре как социальной деятельности. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, а выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения.
  3. Понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей в том, что ребенок по – особому самостоятелен в ней: он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли; в определенном изменении содержания, направления игры; в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры («как будто» не нарушает логики развития игры, логики жизни).

Изучив литературу и опыт работы коллег из других ДОУ, я пришла к выводу, что своеобразие детской игры, конечно же, требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил бы на них «сверху». Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

 

На следующем этапе особое внимание я уделила развивающей предметно-пространственной среды группы. Как правило, ребенок отражает в игре то, что видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек и детских фильмов. Пространство группы организовала так, что бы малыши четко понимали тему предлагаемой мной сюжетно-ролевой игры. Игровые зоны пополнила новыми игрушками, внесла настольные игры «Профессии», «Что лишнее?», лото «Зайкина больничка». Привлекая родителей, пополнили гардероб для кукол, полки магазина, игровая среда группы так же пополнилась игрушками-заместителями (палочками, используемыми вместо градусников или ножей; колечками, кирпичиками, шариками (конфеты, яблоки и т.д.). В группе появились сюжетные картинки, рассказывающие о деятельности взрослого, с изображением каких-либо действий (кукла кормит собачку, куклы катаются на санках, машины стоят в гараже, построенном из строителя и т.д.). В группе почти все игрушки реалистичны, это способствует развитию у детей воображение, фантазия, воплощению способностей в их игровых действиях. Для того чтобы закрепить интерес детей к сюжетно-ролевым играм организовывала чтение художественной литературы, рассматривание фотографий и иллюстраций из книг.

Свою работу начала с ознакомления с предметно-игровой деятельностью. Опираясь на методику Н.Ф. Тарловской, побуждала детей к началу игры, совершая игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки, «понарошку» кормила ребенка, мыла ему руки, катала на машинке. Затем предлагала малышам самим осуществлять те же игровые действия относительно меня. Просила, чтоб они меня кормили, лечили и т.д. Такие приемы вызывали у воспитанников восторг, доставляли удовольствие, позволяли пережить чувство успеха. Затем предлагала игровые ситуации уже с игрушками. Например, говорила: «Кукла Маша хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяло и покачаю». Как правило, малыши начинали действовать самостоятельно. При формулировке игровой задачи использовала как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Например, могла игровую задачу поставить прямо: «Уложи куклу спать», а затем и менее конкретно: «Кукла устала» - в этом случае ребенок самостоятельно принимал решение. Следующим этапом было знакомство детей с играми с предметами-заместителями. К примеру, кормить куклу можно не игрушечной ложкой, копирующей настоящую, а палочкой; «рулить» не игрушечным рулем, а ничем, поворачивая воображаемый руль руками и сопровождая этот характерный жест звукоподражанием. Обычно дети брали за основу образец, предложенный мною, но при этом привносили в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту.

Совместные игры с детьми обычно длились 5-10 минут. После этого я тактично старалась выйти из игры (ни в коем случае резко ее не обрывая), предоставив ребенку возможность продолжать самостоятельно. Это было, возможно, переключив внимание ребенка на другие игрушки-персонажи, указав на неумытых или ненакормленных кукол: – «Посмотри-ка, Мишку мы накормили, а зайчик у нас голодный. Ох, как хочет кушать. Покормишь его сам?».

Примерно раз в неделю я вводила в игру новый сюжет (разыгрывались новые события). Этот метод применяла для того, чтобы игра не превратилась в стереотипное повторение одних и тех же действий. Предлагала детям игрушки, использованные и в предыдущих совместных играх. Это стимулировало в самостоятельной игре переход от одного сюжета к другому, включение в них новых действий. Таким образом, способствовала развитию у воспитанников умения планировать свои действия. А для этого еще необходимо и мое умение правильно ставить вопросы, побуждающие к простейшим замыслам: (Что делает твой мишка?), (Куда едет твоя машина?), (Не слишком ли горячий суп у куклы?). Необходимо организовывать общение взрослого с ребенком в игре как эмоциональную ситуацию, вызывающую у малыша подлинный интерес, желание участвовать в ней.

Любимым сюжетом у детей моей группы была и остается игра в больницу, в которой ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Игру во «врача» мы начинали с игры-занятия. Утром я обращала внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагали, что она, видимо, «заболела». Вызывали врача или медсестру детского сада. Она осматривала «больную», ставила диагноз. Такие игры-занятия как «Выздоровление куклы и встреча ее детьми», способствовали повышению интереса у детей к куклам и вызывали желание самим выступать в роли врача или медсестры. В них всегда есть простор для самостоятельного творчества, отражения личного опыта.

 

В игровой копилке моих воспитанников много игр. Они любят играть в «Семью», «Парикмахера», «Водители автобусов» и т.д. Хотелось бы рассказать еще об одной игре, которую мои воспитанники особенно любят. Игра «Прогулка по реке». Эту игру мы начинали с рассматривания иллюстраций и построения корабля. Наш кораблю обычно мы строили из стульев. Роль капитана, сначала, я брала на себя, но со временем дети стали самостоятельно справляться с этой ролью. Затем предлагала детям совершить прогулку по реке. В процессе игры дети обычно действовали по моей инструкции, которую я давала в игровой форме, как прямо, так и косвенно. Капитан предлагает пассажирам, желающим прокатиться на корабле, подняться на палубу и занять свои места. Через некоторое время корабль причаливает к берегу, там красивая цветочная поляна, пассажирам предлагается погулять, нарвать цветов. Пассажиры выходят на берег, имитируют сбор цветов, организовываются игры средней и малой подвижности, лежат и загорают на полянке. Через некоторое время капитан приглашает всех подняться на корабль, сообщает, что корабль возвращается в детский сад. Пассажиры поднимаются, рассаживаются по своим местам.

По мере развития игровых навыков игровые действия моих воспитанников становились более разнообразными, дети более охотно стали использовать предметы-заместители, передавали в игре поведение окружающих их людей. Если в начале года дети в игре называли себя своим именем (Игорь везет поезд), то теперь, они научились отождествлять себя с тем взрослым, действия которого изображают ( «Я - машинист поезда», «Я – доктор» и т.д.).

Одним из условий, обеспечивающих развитие игровой деятельности у детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям. Начиная свою работу с родителями, поставила перед собой следующие задачи:

  1. Способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития игровой деятельности ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
  2. Содействовать развитию совместного творчества родителей и детей в процессе игровой деятельности.
  3. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним линию сюжета.
  4. Заинтересовать родителей жизнью в группе.

Для выявления знаний и представлений родителей о значении игровой деятельности для малыша провела беседу. Среди многих родителей бытуют мнения, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше он будет играть и тем свободнее будут сами взрослые. На самом деле это далеко не так. Обилие игрушек, их неадекватность возрасту (заводные или даже управляемые машины, передвигающиеся куклы и т.п.) приводят лишь к механической манипуляции с ними, рассеивают внимание ребенка. Выяснилось, что у большинства, комнаты буквально забиты игрушками, и малыш бесцельно манипулируя то одной, то другой игрушкой в конечном итоге перебирается на кухню, где можно поиграть крышками от кастрюль и тем самым привлечь к себе внимание мамы. Смысла давать строгие рецепты относительно набора игрушек для ребенка не было смысла, но я смогла приблизительно наметить круг необходимых предметов и принципов их сочетания для малыша в домашних условиях.

Предложила один или два раза в неделю маме (или папе) в течение часа полностью принадлежать ребенку, играя с ним и разделяя чувства ребенка. Поскольку родители не инициировали и не направляли игровую деятельность, а лишь отражали чувства ребенка, давая ему возможность проявить свой творческий потенциал и одновременно испытать чувство ответственности, малыши со временем обретали уверенность в себе, успокаивались, устанавливали новые радостные отношения с родителями. О чем мамы и папы с радостью делились на встречах за круглым столом и мастер-классе «Дайте детству наиграться, дайте детству состоятся». В уголке для родителей помещала консультации для родителей: «Сюжетно-отобразительная игра в группе раннего возраста», «Становление игровой деятельности в раннем возрасте»

Также поделилась своими разработками с педагогами – коллегами. Провела семинар-практикум «Организация сюжетно-ролевой игры»», познакомила с консультациями «Роль игровой деятельности в развитии дошкольника», «Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста как средство установления эмоционального контакта с воспитателем». Познакомила с исследованиями ведущих педагогических деятелей Н.Ф. Тарловской, Н.Я Михайленко, Н.А. Короткова, Н.Т. Дроновой.

Игра занимает существенное место в жизни воспитанников моей группы. Уровень развития игровой деятельности выявлялся в процессе наблюдения за свободной игровой деятельностью детей. Наблюдения проводилось за 5 детьми, с разными игровыми навыками в возрасте от 2 лет до 2,5 лет. Данные о наблюдении за игровой деятельностью детей заносились в таблицу. На начало года Соня, Настя и Алеша – пытаются отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Маргарита – играет в сюжеты на бытовые темы, может повторять действия одного типа многократно. Матвей - достаточно сдержан в эмоциях с трудом взаимодействует с окружающими. Все дети затрудняются в использовании предметов заместителей, не всегда могут самостоятельно подобрать игровой материал. Игровые навыки у детей были развиты на достаточно низком уровне. Остальные дети в группе отличались малой активностью, минутным интересом к игрушке, неустойчивостью внимания к игре, не развитой речью.

В течение года проводилась целенаправленная работа. На конец года анализ игровой деятельности воспитанников группы показал, дети осознанно играют в игры на бытовые темы, стали пользоваться предметами заместителями. Внимание и интерес к игровым действиям возросли, улучшилась речь детей. Реализованная мною система дала положительный результат: у детей повысился уровень развития игровых навыков, уровень знаний в следующих областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Таким образом, с помощью системной работы по развитию игровых навыков у детей младшего возраста, в итоге я получила организацию содержательной эмоционально окрашенной деятельности детей с видимыми результатами.

Литература.

  1. Бондаренко А.К. , Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М:Просвещение, 1983.
  2. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.- М: Просвещение, 1988.
  3. Косенко О. Формирование творческой активности в игре. //Дошкольное воспитание .- 1989.
  4. Т.Н. Доронова, О.А.Кабанова, Е.В.Соловьева. Игра в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.

 

 

Опубликовано: 08.03.2017