Современные формы взаимодействия с семьей в форме партнерства – это интересно

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Рязанова Светлана Евгеньевна

Организация: ГБДОУ детский сад №10 Московского района «Богатырь»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации.

  • Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
  • Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей.

Если говорить о современных формах взаимодействия с семьей, то я широко использую проектный метод в образовательном процессе при работе с родителями.

Хочу познакомить вас с методической разработкой проекта «Все профессии важны». Это цикл встреч «Знакомство детей с профессиями родителей». Встречи с: технологом вагонного депо; стоматологом; заместителем службой питания, косметологом. Адресат: дети и родители группы среднего возраста.

Методическая разработка «Все профессии важны» явилась результатом долгосрочного проекта «Мы семья, хоть нас не семь, каждый Я поможет всем», который проводится с начала учебного года – с момента знакомства с детьми и родителями моей группы.

Целью проекта было наладить взаимопонимание и тесные взаимоотношения между родителями и детьми, родителями группы между собой, родителями и воспитателями группы; обратить внимание родителей на ценность семьи.

В ходе проекта родители по желанию предоставляли информацию о своей семье, начиная с генеалогического дерева. Все материалы размещаются в групповой папке. Папка находится в открытом доступе для всех участников проекта и активно и постоянно пополняется. Структура папки такова: Фотография семьи. Традиции нашей семьи. История значения фамилии. Места, где мы любим бывать вместе. Большая и маленькая Родина. Девиз семьи. Герб семьи. Кем и чем мы гордимся. Почему меня так назвали. Наши любимые праздники. Наши ладошки (семья). Рисунок семьи. Наши любимые питомцы. Знаменитости семьи. Мы гордимся…Мы помогаем… Отзывы и впечатления о работе в режиме проекта. Появились подпроекты:

«Мужчины в нашей жизни». Проект призывает осмыслить значение мужского воспитания, патриотического воспитания и активную гражданскую позицию родителей. В рамках проекта родители делятся военными историями и фотографиями родственников, рассказывают о службе в армии. Папка дополняется рисунками детей.

«Мы помогаем…». Проект вырос из желания помочь людям. В результате мы сотрудничаем с Благотворительным фондом «Старость в Радость. Региональная группа». Вместе с детьми и родителями мы изготовляем поздравительные открытки, стенгазеты, поделки в подарок для людей, оставшихся без попечения. Родители оказывают фонду посильную помощь.

Для повышения компетенции родителей и включения их в образовательный процесс мною проводятся «Семейные гостиные» и «Вечера развлечений».

На таких мероприятиях я вовлекаю родителей в совместную деятельность с ребенком (игра, художественное творчество, мастер-классы. Родители могут наблюдать за ребенком, оценивать его поведение, умения, увидеть проблемы).

В ходе встреч я провожу скрытое тестирование взаимоотношений в семье (анализирую рисунки, поведение детей и родителей), что позволяет мне скорректировать работу с семьей, обратить внимание на проблемные моменты.

В начале года появился проект «Все профессии важны». Стало ясно, что родители могут стать непосредственными участниками образовательного процесса в прямом смысле этого слова. Вначале был подобран материал для родителей о значении профессии, о здоровье и профессии, о типах профессий, о методах беседы с детьми о профессии (игра, представляющая алгоритм рассказа о профессии). Для примера, было рассказано о профессиях в детском саду с иллюстрациями и стихами (Важен собственный ПРИМЕР!). Было дано домашнее задание для закрепления полученного материала. Было проведено анкетирование всех родителей «Моя профессия», содержащее вопрос «Готовы ли Вы рассказать нашим детям о своей профессии?». Выразили желание 40%.

Цель: познакомить детей с профессиями, с привлечением родителей.

Первоначальные задачи проекта были:

Образовательные: Закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия». Совершенствовать грамматический строй речи; навыки образования прилагательных от существительного.

Развивающие: Развивать речевую активность детей. Развивать слуховое внимание, память, мышление.

Воспитательные: Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства. Воспитывать доброе и уважительное отношение к труду людей разных профессий. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности.

По работе с семьей: с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о профессиях. Создать условия для формирования интереса к труду взрослых на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи. Появление интереса у родителей к проблемам детского сада. Предоставить возможность родителю ощутить себя педагогом.

Предварительная работа:

Знакомство с различными профессиями, чтение стихов и художественной литературы, беседы о том, кем дети хотят стать и почему. Анкетирование родителей на тему «Моя профессия».

Были организованы встречи с родителями в форме «вечеров досуга». Приходили: технологом вагонного депо; стоматологом; заместителем службой питания, косметологом. Все хотят праздника, и родители и дети! Чтобы создать праздник, необходимо:

  1. Разработать сценарий встречи, совместно с родителями;
  2. Создание презентации (ИКТ), совместно с родителями, доступной детям и интересной родителям;
  3. Подборка конкурсов, для дети и родителей; атрибутов к конкурсам; музыки.

Родители с интересом и переживанием рассказывали и показывали мир своих увлечений, то, чем они занимаются на работе. Приносили свои видеозаписи, фотографии, презентации инструменты и материалы для своей непосредственной трудовой деятельности. С дрожью в голосе рассказывали о значимости и необходимости именно своего дела, раскрывали детям этот огромный мир именно на своем примере, на своей РАБОТЕ. Давали детям потрогать, пощупать, посмотреть то, что обычно скрыто даже для нас, взрослых (вы часто имеете возможность посмотреть в стоматологическое зеркало? А мои дети смотрели!). А родители получали удовольствие от массажа, который делает им их ребенок, от салата, сделанного совместно с ребенком и его друзьями, не дома на кухне, а в стенах любимого детского сада, под музыкальное сопровождение.

Планируются: дизайнер одежды, парикмахер, моряк, портниха, связисты, аэрограф, ….

После проведения ряда встреч задачи данного проекта немного изменились и стали более конкретными:

  • Познакомить детей с профессиями их родителей
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
  • Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  • Создание условий вовлечения семьи непосредственно в образовательную деятельность, как равноправного участника образовательных отношений.
  • Предоставить возможность каждому родителю ощутить себя педагогом.

Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании.

Эффективность представленного материала по сравнению с традиционными:

  • Родитель примеряет на себя роль педагога, погружаясь в проблемы дошкольного воспитания
  • Родитель передает детям положительное отношение к труду вообще, и к его профессии в частности.
  • Тема становится более доступной для понимания детьми, поскольку носитель профессии (родитель) обращает внимание на стороны профессии, которые большинству не известны
  • Дети получают опыт общения с другими людьми, расширяют кругозор, что в конечном итоге способствует их дальнейшей успешной социализации
  • Простая беседа о профессии превращается в праздник, что способствует положительному эмоциональному настрою как в детском коллективе, так и в семье
  • Статус родителя в глазах собственного ребенка и окружающих его людей (дети, родители-гости) заметно повышается
  • Использование ИКТ позволяют сделать образовательный процесс более ярким, насыщенным и показательным
  • Используемые материалы и приемы доступны и не требуют особых затрат, как материальных, так и временных.

Выводы:

Подводить итоги еще рано. Проектная деятельность уже имеет свои положительные результаты. Активизировался интерес родителей к проблеме воспитания и развития детей. Они стали готовы к сотрудничеству и сотворчеству с детским садом. Предстоит еще ряд встреч, так как в проектах группы захотели участвовать почти все родители. Если в самом начале проекта выразили желание участвовать 40%, то на данном этапе желают участвовать 85 % родителей. Я составляю дальнейший план выступления родителей.

Хочется отметить, что в результате совместной работы воспитателей, родителей и детей, улучшились взаимоотношения между детьми, между родителями, между родителями и воспитателями. Родители сдружились, у них появились общие интересы и заинтересованность друг в друге. Они проявляют живой интерес не только к своим детям, но и к проблемам чужих детей и группы в целом. Родители стали более отзывчивы, открыты и всей семьей, включая бабушек и дедушек, готовы к тесному сотрудничеству с детским садом. Дети сами мотивируют родителей на участие, проявляют интерес к занятости родителей. Тем самым повышая у них самооценку, значимость их профессии. Педагогам проектная деятельность с родителями позволяет:

  • более конкретно узнать каждую семью, ее проблемы, интересы, стремления;
  • заинтересовать родителей, позволить родителям увидеть в ребенке личность;
  • подсказать средства и методы воспитания и развития детей;
  • улучшить отношения в семье;
  • повысить самооценку родителя;
  • показать свою значимость в большом коллективе.

Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. В своей работе я стремлюсь показать на практике систему деятельности по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Я убедилась, что такая система работы дает положительные результаты.

Литература:

  1. Нормативно-правовой акт: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Минобрнауки РФ от17.10.2013 №1155
  2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями. -М. 2005
  3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья – М.: Мозаика-Синтез, 2008

 

 

 

 

Опубликовано: 20.02.2017