Особенности занятий по логоритмике, как способ профилактики и становления речи младших дошкольников

Конференция: Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Даутова Миляуша Салаватовна

Организация: МАДОУ ДС № 10 «Белочка»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Нижневартовск

Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне культуры.

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в работе с детьми необходимо проводить занятия логоритмикой.

С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

В сложившихся в настоящее время новых условиях дошкольного, образования и организации коррекционной помощи детям с нарушениями речи возникает необходимость разработки таких логопедических технологий, которые можно дифференцировано использовать применительно к разному контингенту детей с речевыми расстройствами в связи с разными условиями воспитания и обучения. Педагогическая целесообразность программы «Логоритмика для малышей», апробированная на базе МАДОУ города Нижневартовска ДС №10 «Белочка» объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение в принципах обучения. Это постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания. В формах и методах обучения, среди которых имеют место такие, как словесные (объяснение, беседа, советы, звукоподражание); наглядные (краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод); практические (выполнение работы). Ранняя помощь детям с задержкой речевого развития (от 2 до 3 лет) – одна из основных задач программы.

Новизна программы состоит в том, что в изучении данного курса система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учётом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приёмы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые, музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия от 15 до 20 минут, так как занятия являются интегрированными. Тема берётся на два занятия в неделю по лексической теме. Кружок проводится 2 раза в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 72 часа в год.

По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Программа характеризует условия, в которых организуется кружковая работа по данному направлению, анализ ресурсов, цели и задачи данного курса, учебно-тематический план, ожидаемые результаты, заключение.

Тематическая направленность и организационная вариативность программы способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Программа «Логоритмика для малышей» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной.

Программа разработана на основе типовых программ для общеобразовательных детских садов, утвержденных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Программа предусматривает разнообразные формы взаимодействия с родителями, среди которых индивидуальные и тематические консультации; анкетирование; информирование о результативности работы; открытые занятия.

Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям:

  • познание: занятия, наблюдения, беседы, игры;
  • социализация: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен);
  • музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для реалаксации, упражнений, игр;
  • физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги;
  • коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Содержание данной программы имеет свои отличительные особенности и охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.

Формы работы: подгрупповая.

При проведении логоритмического занятияпридерживаюсь следующей структуры:

  • вводная часть длится 3-5 минут: использую вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
  • основная часть занимает 10-12 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса. заключительная часть занимает 2-5 минуты: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

Особое значение для занятий логоритмикой имеет правильно организованная развивающая среда: наличие в группах альбомов с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических упражнений, массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений;

размещение в группах атрибутов различных игр для самостоятельной деятельности детей.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей состоит из экспресс – диагностики в бальной системе по разделу «Наличие отсутствие движения» и более полного обследования состояния психомоторики на начало и конец учебного года, что позволяет уточнить картину психомоторного состояния детей, выявить отставание двигательных, умственных навыков или улучшение показателей. Подобное обследование позволяет наметить пути индивидуальной коррекции.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у моих воспитанников прослеживается положительная динамика речевого развития: за 2015-2016 учебный год уровень развития речи младших дошкольников (начало года: высокий – 2%, средний -24%, низкий -74%; конец года: высокий – 11%, средний -74%, низкий -15%). Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, развивают речь малышей.

Литература:

  1. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей», СФЕРА, 2005 год, 144 с.;
  2. Е.В. Кузнецова «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи»: ГНОМ И Д, 2004 год, 127 с.;
  3. О.А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»: КОРОНА-ПРИНТ, 2012 год, 272 с.;
  4. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги», СПб.: КОРОНА-Век, 2007 год;
  5. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика», "Корона-Век Спб", 2013 год,;
  6. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика», КОРОНА-Принт, 2004 год, 70 с.;
  7. Е.В Железновой «Весёлая логоритмика» - аудиодиск;
  1. П.И. Чайковский «Времена года» - аудиодиск.

 

Опубликовано: 17.02.2017